Мэр Риги и руководитель управления Рижского свободного порта Олег Буров в интервью агентству LETA сказал, что идея о том, чтобы Рижский свободный порт перешел под контроль государства, выходит далеко за пределы здравого смысла и принесет муниципалитету убытки.
По неофициальной информации, маневр повлечет собой ускоренный отток российских грузов с железной дороги и, соответственно, из Рижского порта. Решение подтолкнет компании, работающие с российским грузопотоками в Риге, к более активным действиям по диверсификации товаров и окончательному уходу с рынка. Не секрет, что зачастую договоренности по поставкам на Латвийском направлении решались за счет личных договоренностей между российскими грузовладельцами и представителями самоуправлений.
Кроме того, по мнению источника РЖД-Партнера, в связи с переменами в управлении портов возможны проблемы с логистикой, сложности в делегировании полномочий среди сотрудников, принятие непопулярных решений.
Предполагается, что новая приватизация позволит государству в ситуации с острой нехваткой средств пополнить бюджет за счет муниципалитетов.
По мнению председателя правления Латвийской ассоциации логистики Нормунда Круминьша, передача власти может поспособствовать рывку для развития портов с новой силой. Он считает, что реформа управления портами – конек всех правительств за последние 15–17 лет. Никому в Латвии еще не удалось что-либо изменить, сегодня же момент весьма подходящий. «Никакой революции не происходит, и я думаю, что ни железная дорога, ни порты грузы не потеряют, помимо тех, что давно запланированы к перевалке в собственных портах России, – сказал Н. Круминьш. – Но грузооборот портов зависит от управления ими и поставленными задачами».
В то же время в Литве управление Клайпедским портом принадлежит государству, и порт набирает обороты из года в год. Речь идет о государственном мышлении и понимании национальных стратегических задач.