В 2021 году объем торговли сельхозпродукцией между странами увеличился на 7%. Китай постепенно открывает свой рынок для поставщиков из РФ. Это в частности, касается зерна, мяса, молочной продукции. В целом поставки российского агропрома в КНР составили $3,5 млрд при общем объеме экспорта $37 млрд. Выше, чем у Китая, была доля потребления у Евросоюза и Турции. Сегодня понятно, что экспорт сельхозпродукции из России в ЕС будет сильно сокращен. И встает вопрос, насколько китайский рынок поможет российскому АПК заместить эти объемы.
Важно учитывать, что законодательство КНР строго контролирует ввоз продовольственных товаров из-за рубежа. При экспорте пищевой продукции в Китай производители должны проходить обязательную сертификацию своего продукта и подавать образцы на экспертизу, которая показывает степень соответствия произведенного продукта местным требованиям.
«Когда вы начинаете заниматься экспортом продукции в Китай, еще в самом начале нужно понимать, что контроль в области сертификации будет почти всегда. В 90% случаев ваш товар на таможенном пункте будет проходить проверку сертификации. Это связано с эпидемиологической ситуацией, защитой внутреннего потребителя и в целом с отношением китайцев к продукту, который они потребляют, в том смысле, что здоровье превыше всего», – говорит генеральный директор Sinoruss Сурана Раднаева.
Как рассказал заместитель гендиректора Jiangsu Nanjing Guohuan Organic Products Certification Centre Co. Тан Цзянь, если российский экспортер имеет соответствующий сертификат, который действует 4 года подряд, то он может избежать регулярных проверок с китайской стороны. Если такой практики подтверждения соответствия качества нет, то предприятие в течение 2–3 лет будет находиться в переходном периоде.