В 2019 году через железнодорожный пункт пропуска Гродеково проследовало в КНР 3,5 млн т угля. В связи с растущими запросами угольщиков на перевозку топлива в Китай российская сторона предлагала увеличить его поставки через данный погранпереход до 4 млн т. Однако китайские представители пока согласовали план годового экспорта только на уровне 2,7 млн т.
Ограничения в приеме груза со стороны Китая начались с конца 2019 года. Главное таможенное управление КНР на основании временных правил контроля усилило проведение экспертизы угля по причине снижения его качества, выявленного при прошлогодних поставках. Как следствие, Харбинская железная дорога сократила прием данного вида груза.
Если в январе – мае прошлого года через переход Гродеково – Суйфэньхэ в Китай передавалось среднесуточно 4,2 поезда с угольной продукцией, то за 5 месяцев этого – 2,6. При этом, согласно данным ОАО «РЖД», погрузка угля на Гродеково в прошлом месяце сократилась на 56%. В целом российский экспорт через этот пункт пропуска за январь – май упал более чем на 9%, до 3,9 млн т.
На прошлой неделе глава Минтранса России Евгений Дитрих предложил рассмотреть вопрос с поставками угля через погранпереходы с КНР на межведомственной комиссии и межправительственном уровне. Он обратился к представителям Министерства энергетики с просьбой проработать возможность восстановления экспорта угля в Китай в прежних объемах.