Argus отмечает, что резкое увеличение импорта угля в начале года связано с низкой базой для сравнения. В начале прошлого года импорт Китая сократился в результате запрета Индонезии на экспорт угля с января 2022 года. Этому также могли способствовать ужесточение мер безопасности на китайских шахтах после аварии со смертельным исходом на карьере во Внутренней Монголии в конце февраля 2023 года.
В прошлом году Китай импортировал в общей сложности 293,2 млн тонн угля, что на 9,2% меньше, чем годом ранее, собственная добыча увеличилась на 11,4%, до 4,48 млрд тонн. Рост производства стал основной причиной сокращения импорта. По оценкам Международного энергетического агентства, потребление угля в Китае увеличилось в прошлом году на 18 млн тонн, до 4,25 млрд тонн, и продолжит расти: к 2025 году оно прогнозируется на уровне 4,34 млрд тонн.
В прошлом году на долю России приходилось около 22% китайского импорта угля – 64 млн тонн. Несмотря на падение спроса на импорт и ужесточение конкуренции с возобновившимися поставками из Австралии, Россия сохранит объемы своего экспорта в этом году.
Почти 7,9 млн тонн, или 12% российского экспорта угля в Китай, были поставлены в прошлом году по железной дороге, в том числе через открывшийся в ноябре новый переход Нижнеленинское – Тунцзян. За первые два месяца этого года Россия экспортировала через новый переход около 260 тыс. тонн высококалорийного энергетического и коксующегося угля, что сопоставимо с загрузкой одного балкера класса Capesize и одного Post-Panamax.