«Мы как Кабинет министров хотим не только обратиться в прокуратуру, но и максимально пересмотреть все заключенные договоры. Чтобы в дальнейшем не было такого подорожания за счет жителей и чтобы устранить нынешнее подорожание», – сказала премьер-министр Эвика Силиня. По ее словам, без пересмотра издержек нельзя двигаться дальше, просто оплачивая счета.
Политик указала на необходимость взыскать компенсации с ответственных. Пока же единственная наказанная – госсекретарь Министерства сообщения Илонда Степанова, которую правительство понизило в должности.
Ранее сообщалось, что должностные лица, заключая договоры, взяли обязательства, по которым правительство не принимало решений. При этом на объектах Rail Baltica в аэропорту и на центральном вокзале возникло удорожание уже выполненных работ – в размере €39 млн.
Министр земледелия Арманд Краузе отметил, что нет уверенности, что рост суммы обоснован, поэтому вслепую предоставлять €39 миллионов на покрытие счета нельзя.
Министр же сообщения Каспар Бришкенс отметил, что небольшую часть необходимого финансирования удалось найти в бюджете его ведомства – €6 млн. При этом правительство указывает на значимость проекта Rail Baltica и на необходимость продвигать его вперед.
Сейм уже создал парламентскую комиссию по расследованию ошибок в реализации проекта Rail Baltica, но в настоящее время нет ясности в отношении дальнейшей модели реализации и управления проектом Rail Baltica, а также источников финансирования, так как, согласно данным новейшего анализа, общие затраты по проекту в странах Балтии могут составить €23,8 млрд, тогда как в 2017 году они оценивались в €5,8 млрд.
Первоначальная оценка стоимости всей магистрали составляла €3,68 млрд, в 2017 году ее пересмотрели, повысив до €5,79 млрд. В середине июня программа De facto Латвийского телевидения сообщила, что стоимость латвийской части проекта может вырасти до €9,6 млрд, если реализовывать весь проект целиком, но разбив его на части и построив лишь одну колею, можно уложиться в €6,4 млрд. Аудит ранее показал, что дефицит необходимого проекту бюджета в масштабах региона может достигать €10–19 млрд и что реализация проекта на годы отстает от графика.
Как уже заявил в декабре 2023 года исполнительный директор Rail Baltic Estonia Анвар Салометс, строительство Rail Baltic нерентабельно, магистраль с коммерческой точки зрения не окупится и впоследствии государству придется платить за содержание этой железной дороги.