При том, что в июне губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев подчеркивал, что РЖД в погрузку принимает лишь 60–70% от согласованных и утвержденных техническими планами РЖД объемов.
«Невывоз угля отрицательно влияет на налоговые поступления, занятость и социально-экономическую обстановку», – отмечал он.
План вывоза угля из региона на 2023 год составлял 63 млн тонн, однако по соглашению с РЖД гарантированный вывоз составит только 53 млн тонн. Такая же разница образовалась и в 2022-м. Суммарно за два года невывоз составляет 20 млн тонн.
Второе место по объему погрузки за семь месяцев занимает Свердловская область – 39,5 млн тонн, третье – Красноярский край – 28,5 млн тонн. По итогам января – июня четвертую и пятую строчку рейтинга занимали Забайкальский край и Курганская область. Сейчас на четвертом – Белгородская область (25,9 млн тонн), на пятом – Иркутская область (25 млн тонн).
За июль Кузбасс отправил 18,6 млн тонн грузов, Свердловская область – 5,9 млн тонн, Красноярский край – 3,8 млн тонн, а Белгородская и Иркутская области – по 3,7 млн тонн.
В некоторых регионах меняется динамика. За семь месяцев наибольшие изменения произошли в Марий Эл – рост в 3,4 благодаря 10-кратному увеличению перевозки нефтяных грузов. Также за счет нефтяных грузов погрузка в Чечне увеличилась на 56,1%. На 39,7% – в Сахалинской области благодаря каменному углю и строительным грузам. Увеличение погрузки зерна прирастило 34,7% Орловской области и 34% – Тамбовской области.
«В ближайшие месяцы погрузка на сеть РЖД может продолжать расти благодаря увеличению погрузки минеральных удобрений, поставки которых из России восстанавливаются после санкционного обвала 2022 года. Кроме того, по железной дороге идут составы с минеральными удобрениями из Беларуси вследствие блокировки их транспортировки в порты Прибалтики.
В то же время можно ожидать роста перевозок стальных полуфабрикатов в страны Азии в рамках переориентации экспорта. Зато погрузка угля на сеть РЖД может уменьшиться из-за снижения дисконтов к его цене, вызвавшей сокращение интереса к нему со стороны иностранных потребителей. Как следствие, до конца 2023 года темпы подъема транспортировки грузов по РЖД могут затормозиться», – считает доктор экономических наук, промышленный эксперт Леонид Хазанов.