«Дело в том, что «дельта» распространилась в половине китайских провинций, а сама власть в этой стране придерживается политики zero COVID policy. Это значит, что при появлении новых очагов COVID применяют жесткий карантин. Это коснулось третьего по величине порта в Китае – Нинбо. Один работник порта заразился COVID, в результате работа порта была сильно ограничена в течение недели. Это сразу же сказалось на поставке товаров во всем мире – поставки некоторых товаров и компонентов из Китая опаздывают, подорожали контейнерные перевозки из Китая», – сказал он.
«Если Китай будет соблюдать жесткую политику в отношении новых очагов COVID, цены на контейнерные перевозки из Китая в Европу вырастут еще больше», – предупредил экономист, заметив, что поставки некоторых товаров могут опаздывать или вообще остановиться, поэтому вырастут цены на товары. А. Изгородин заметил, что поставки из Китая важны для литовского бизнеса. Бизнес может столкнуться с ростом расходов на доставку товаров. То же самое ждет компании, которые закупают товары в Китае через посредников.
Это, по словам экономиста, может затронуть все сегменты литовской промышленности – от пищевой продукции до обработки металлов и инженерии. «Поэтому я советую бизнесу и потребителям: готовьтесь к нестабильным поставкам товаров и компонентов осенью и зимой, а также к росту цен на логистику», – сказал экономист.
Экономист INVL Asset Management Индре Гените-Пикчене сказала, что литовская экономика не является серьезно зависимой от Китая, но распространение ковида в этой стране на Литве все же скажется. «Мы импортируем из Китая всего 4% товаров, это немного, а экспортируем меньше 1% (если говорить только о литовских товарах). Думаю, значительного влияния распространения коронавируса в Китае не будет, но все же будет некоторый хаос в международной торговле, из-за пандемии и без того сложилась незавидная ситуация из-за роста цен на сырье», – сказала она, заметив, что для ЕС Китай – торговый партнер по импорту № 1, а по экспорту – № 3. Но И. Гените-Пикчене считает, что Литве будет хуже из-за геополитического фона отношений с Китаем. Именно политический момент нанесет больше вреда, чем экономический.