Напомним, что РЖД предложили недавно заметно уменьшить объем отгрузок угля на экспорт из Кузбасса в восточном направлении в ближайшие годы, в частности, запланировав перевозку 56 млн т в 2023 году и далее определяя показатели с оглядкой на заявки других грузоотправителей.
Как отмечает О. Токарев, снижение объемов отгрузки угля на экспорт в восточном направлении не только срывает исполнение поручений президента РФ и решений правительства РФ о поэтапном увеличении объемов вывоза угля из Кузбасса в восточном направлении на экспорт не менее чем на 30% к 2024 году (в 2023 г. – 63 млн т, в 2024 г. – 68 млн т), но и усугубляет положение предприятий Кузбасса.
В текущем году объем вывоза ОАО «РЖД» кузбасского угля в восточном направлении предварительно оценивается уже со снижением к первоначальным планам в размере 48,5 млн т (-9,5 млн т). По заявлению Минуглепрома, такая динамика явилась следствием недостаточных темпов развития Восточного полигона ОАО «РЖД» в предыдущие годы.
«В результате снижения поставок компании угольной отрасли Кузбасса получат как прямые потери в виде недополученных доходов и штрафных санкций от покупателей, так и репутационные потери в части надежности статуса поставщиков. Это ослабит наши позиции на мировых рынках», – комментирует О. Токарев.
По его мнению, для стабилизации угольной отрасли и сохранения социальной стабильности в регионе предлагается отложить изменение тарифной политики ОАО «РЖД» до 2026 года и вернуть понижающие коэффициенты: 0,895 – на энергетический уголь и 0,4 – на дальность к тарифу на экспортные перевозки. В порты Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов необходимо рассмотреть снижение железнодорожного тарифа ОАО «РЖД» на перевозки угля вплоть до полного обнуления.