В частности, как считают в ГК «Норебо», опыт реализации I этапа (начался в 2018 г.) показал, что выделение прав на вылов морепродуктов для стимулирования строительства береговых рыбоперерабатывающих предприятий явилось ошибочным решением. В компании указывают, что права на вылов рыбы должны в первую очередь предоставляться российским компаниям, использующим суда, а не заводы, терминалы или холодильники.
«Развитие рыбопромыслового флота само по себе приведет к развитию смежных отраслей при создании регулятором правильных условий развития отрасли, в том числе к строительству рыбоперерабатывающих заводов, судостроительных и судоремонтных верфей, грузовых терминалов для обработки и перевалки рыбы, снабжения судов рыбопромыслового флота, дистрибьюции рыбной продукции и т. д.», – отмечают в «Норебо».
С такой позицией не согласны в правительстве и думе Сахалинской области. По мнению парламентариев, изменение механизмов распределения инвестквот создаст предпосылки к недобросовестной конкуренции, поскольку это заведомо предполагает преимущественные условия при получении права на добычу биоресурсов для отдельных хозяйствующих субъектов.
По оценке отраслевых экспертов, дополнительное наделение квотами компаний под строительство флота повлечет изъятие из оборота не менее 200 тыс. т рыбы общей стоимостью 900 млрд руб., что ставит под сомнение возможность дальнейшего развития береговой рыбоперерабатывающей инфраструктуры в регионах Дальнего Востока.
М. Козлов отметил, что в Сахалинской области за 2020–2021 гг. введены в эксплуатацию три береговых завода по переработке рыбы. Инвестиции составили более 6 млрд руб. Дальнейшее развитие перерабатывающей инфраструктуры позволит исключить зависимость рыбохозяйственного комплекса от экспорта в Китай и расширить географию поставок рыбопродукции, в том числе на внутренний рынок.