Проект является частью Комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры, где ранее числился только участок Железнодорожный – Гороховец стоимостью 621,6 млрд руб. (который должен был стать первым участком ВСМ Москва – Казань и более масштабной ВСМ "Евразия" от Берлина до Пекина).
Представитель вице-премьера Максима Акимова подтвердил изданию, что с предложениями РЖД в аппарате знакомы, они направлены на проработку в заинтересованные ведомства. В Минтрансе также подтвердили, что предложения поступили и находятся на рассмотрении. В РЖД от комментариев отказались.
По расчетам РЖД, которые видел "Коммерсантъ", суммарная стоимость ВСМ (CAPEX) оценивается в 2,295 трлн руб: 1,59 трлн руб. – на участок Петербург – Москва протяженностью 659 км, 530 млрд руб. – Москва – Нижний Новгород протяженностью 421 км (с учетом реконструкции пути), еще 30,6 млрд руб. составят затраты на проектирование петербургского участка. Из суммарных затрат 1,695 трлн руб. – внебюджетные инвестиции (преимущественно инвестпрограмма РЖД). Еще 600 млрд руб. должен предоставить федеральный бюджет.
Эта сумма не включает в себя всю бюджетную поддержку, на которую претендует проект. Помимо капитального гранта по 200 млрд руб. на каждый из двух участков и займа из средств ФНБ по ставке "инфляция + 1%" на 200 млрд руб., с Минфином обсуждается и возможность субсидирования купона по зеленым облигациям на 275 млрд руб., которые РЖД планируют выпустить для финансирования участка Петербург – Москва (по ставке "инфляция + 5%"). Общая сумма этой субсидии до 2049 года оценивается в 347 млрд руб., и в 600 млрд руб. она не входит. Операционные расходы ВСМ оцениваются в 47,2 млрд руб. в год, отмечает газета.
Пассажиропоток на петербургском участке оценивается в 30,6 млн пассажиров в год, на нижегородском – 16,8 млн пассажиров, транзитный пассажиропоток – еще 662 тыс. чел. Пуск нижегородского участка намечен на 2024 год, петербургского – на IV квартал 2026-го. В нынешнем варианте проект предполагает сохранение движения "Сапсанов" по существующей инфраструктуре.
Проект, как ранее и заявлялось, должен реализовываться на условиях концессии, при этом пока инвестор упомянут только один – консорциум "Немецкая инициатива" (в него входят Siemens, Deutsche Bahn, Deutsche Bank, Vossloh, Rail.One и др.), меморандум о сотрудничестве с которым РЖД подписали в августе. По подвижному составу предполагается использование технологий Siemens на базе "Уральских локомотивов" (СП Siemens и "Синары" Дмитрия Пумпянского). Ранее, в эпоху актуальности проекта ВСМ Москва – Казань, рассматривалось и альтернативное участие китайских инвесторов. Ранее газета "Коммерсантъ" со ссылкой на свои источники сообщила, что президент РФ Владимир Путин не одобрил идею строительства ВСМ Москва – Казань и ее первого участка Железнодорожный – Гороховец, несмотря на то, что проект согласовало правительство.