По мнению института, четыре из семи основных предложенных в законопроекте новых требований являются целесообразными и повысят эффективность инвестиций в инфраструктуру. Таковыми ИПЕМ считает требования по осуществлению инвестиций в согласованных объемах и сроках, проектированию и созданию инфраструктуры, вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки и эксплуатации объектов в согласованных целях и порядке.
В то же время два требования ИПЕМ считает слишком жесткими и требующими корректировки. Так, выполнение обязательства по обеспечению перевалки грузов на уровне не ниже заявленного практически невозможно ввиду зависимости от конъюнктуры на товарных рынках. В свою очередь, требование по предоставлению финансового обеспечения на сумму, соразмерную инвестициям государства, ОАО «РЖД» и Росавтодора в развитие подъездной инфраструктуры к портам, приведет к дополнительным капитальным расходам и существенно снизит экономическую привлекательность ряда проектов, а некоторые из них сделает невыгодными для инвесторов.
Также, по мнению ИПЕМ, требование по ответственности за неисполнение обязательств должно быть скорректировано, а именно предполагать ответственность для обеих сторон – инвестирующей в порты и обеспечивающей подъездную транспортную инфраструктуру.
Законопроект нецелесообразно применять к уже реализуемым проектам, экономика которых сформирована без учета дополнительной финансовой нагрузки. Новые проекты, реализуемые без финансового участия государства, также не должны попадать под действие законопроекта.
В случае отсутствия предлагаемых корректировок законопроекта ИПЕМ ожидает, что инвесторы могут отказаться от ряда проектов и сократить инвестиции в порты на горизонте до 2030 года на 376 млрд руб. (-54% к запланированному на текущий момент объему). Наибольший удар институт ожидает по проектам в Балтийском (-234 млрд руб. инвестиций и -97 млн т перевалочных мощностей), Азово-Черноморском (-57 млрд руб., -65 млн т) и Арктическом (-46 млрд руб., -31 млн т) бассейнах. В зоне риска находятся 26 проектов, включая универсальный терминал Усть-Луга (инвестор – ГК «Новотранс»), порт Вера («Ростех» и «ВостокУголь»), порт Лавна (ГТЛК), порт Индига («Аеон»), Приморский УПК (И. Трабер), терминал по перевалке удобрений в Усть-Луге («Ультрамар»).
В целом планы по развитию перевалочных мощностей могут сократиться на 247,5 млн т (-59% от запланированных на текущий момент). Другие негативные эффекты – переход грузовой базы и переток инвестиций в морские порты сопредельных и на текущий момент не настроенных на сотрудничество государств (Латвия, Литва, Эстония, Украина и др.), сокращение ожидаемых налоговых поступлений и рабочих мест, ограничение возможностей реализации новых инфраструктурных проектов, несущих значительный мультипликативный эффект для экономики.
«Развитие морских портов – вопрос обеспечения как роста российской экономики за счет реализации экспортного и транзитного потенциала, так и экономической безопасности страны за счет независимости от условий работы портов других государств. В последние годы морские порты России получили существенное развитие – в такие проекты было инвестировано более 640 млрд руб., что обеспечило рост портовых мощностей на 576 млн т (+96% к 2008 г.) и объема перевалки – на 366 млн т (+81%), – указал заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук. – Уже ликвидирована критическая нехватка портовых мощностей, возникшая в 90-е гг. прошлого века, однако экспортный потенциал российской промышленной продукции еще далеко не исчерпан, что также отражают официальные прогнозы и стратегические документы государства. В интересах страны – как обеспечить долгосрочное сохранение инвестиций в порты, так и эффективность расходования бюджетных средств и инвестпрограмм инфраструктурных компаний на подъездную инфраструктуру».