А. Шохин отметил, что в условиях санкционного давления вопрос гуманизации уголовного и уголовно-процессуального законодательства и за счет этого обеспечения безопасных условий ведения бизнеса еще более актуальны.
РСПП активно участвовал в подготовке закона о внесении изменений в УПК РФ, которые предусматривают пересмотр оснований для заключения под стражу субъектов предпринимательской деятельности. Но, как делится А. Шохин, после долгих согласований в итоге новые правки лишь незначительно уточняют существующие ограничения.
В частности, не учтены предложения промышленников и предпринимателей по введению согласования заключения под стражу с органами прокуратуры. Также требует дополнительного рассмотрения вопрос о продлении содержания под стражей вышестоящим судом и об ограничении сроков заключения под стражу. «Количество случаев продления заключения под стражу в ряде случаев становится безмерным», – отмечает А. Шохин.
Еще одним вопросом, который требует изменений в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, он называет домашний арест и залоге в качестве предварительных обеспечительных мер. В настоящее время залог практически не используется.
«На наш взгляд, это связано с тем, что в законодательстве установлен только нижний предел размера залога. Поэтому и дискреционные полномочия судов не используются по разным причинам. Мы считаем, что в законодательстве нужно установить более жесткие рамки, тогда судьям и следователям будет легче будет предлагать конкретную суму залога. По нашему мнению, должна быть привязка к сумме инкриминируемого причиненного вреда – например, в размере двукратного причиненного ущерба», – поясняет А. Шохин.
Что касается домашнего ареста, он, как правило, является не просто формой изоляции, но одновременно и запретом на общение с другими лицами, общение по сети и т. д. Экономические последствия для руководителей компаний и членов органов управления равносильны заключению под стражу, только в более комфортных условиях.
В связи с этим, как говорит А. Шохин, необходимо разделить эти запреты и не вводить одновременно с домашним арестом в отношении подозреваемых в совершении экономических преступлений.
Кроме того, в полной мере необходимо реализовать такую меру, как освобождение от ответственности в связи с возмещением ущерба.
«По законодательству установлен двукратный размер возмещения крупного ущерба в бюджет РФ. Но здесь возникает коллизия – сумма двукратного размера возмещения ущерба очень часто превышает тот установленный законом размер штрафа, который применяется в качестве наказания. Поэтому здесь нужно синхронизировать пороги и снизить как минимум до однократной суммы причиненного ущерба денежного возмещения, которое перечисляется в бюджет РФ для освобождения от уголовной ответственности», – говорит А. Шохин.
Напомним, как сообщал «СМАРТ-Партнер Индустрия», предложение отказаться от плановых проверок российских предпринимателей и бизнеса во время пленарного заседания ПМЭФ-2022 озвучил президент России Владимир Путин. В частности, он сообщил, что по сравнению с прошлым годом количество плановых проверок сократилось в 6 раз. В марте этого года на фоне введенных санкций правительство РФ ввело мораторий на проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.