«В связи с ограничениями на экспорт российской продукции в страны ЕС и его переориентации на восток загруженность портов Северо-Запада снизилась, а Дальнего Востока, наоборот, увеличилась. По статистике, в III квартале объемы перевалок контейнеров в портах Балтики снизились на 85,7%. А в октябре перевалка контейнеров через порты Дальнего Востока выросла на 22%. По состоянию на середину ноября загрузка 5 портовых контейнерных терминалов составила 117%, а загрузка 6 тыловых терминалов превысила 74%. На этом фоне РЖД перераспределяет тарифы, чтобы стимулировать спрос на вывоз контейнеров на Северо-Запад, что позволит увеличить конкурентоспособность всего маршрута и повысить объемы перевозок через порты Северо-Запада», – отмечает В. Чернов.
По его мнению, дополнительные меры в виде запуска дополнительных контейнерных поездов вместо экспорта угля и вывоза контейнеров с Дальнего Востока автомобильным транспортом действительно смогут разгрузить дальневосточные маршруты. Но для этого придется пожертвовать объемами экспорта угля.
«Изменение тарифов нельзя назвать целесообразным, так как на практике при этом не предоставляется альтернативных маршрутов, в порты Северо-Запада контейнеровозы практически не заходят. Рост тарифов на 10% приведет к повышению цен для промышленности и граждан Дальнего Востока примерно на 1% и разгонит инфляцию, а в выигрыше в итоге останутся только РЖД», – резюмирует эксперт.