Российские перевозчики же после вступления в силу соглашения не смогли серьезно изменить структуру перевозок – они носят исключительно приграничный характер и осуществляются по установленным маршрутам, так как двигаться вглубь Китая нет ни возможности, ни необходимости, ведь весь товар отгружается в приграничных городах. Далее груз забирают местные компании.
Е. Шибко отмечает, что необходимо учитывать неконкурентные преимущества перевозчиков КНР. Для привлечения к ответственности водителя из Китая необходимы переводчики, которых нет в штате госорганов. В то же время если штраф не уплачен на месте, непонятно, куда его направлять после пересечения границы. Также контролирующие органы сталкиваются с трудностями распознавания номеров иностранных ТС, поэтому они получают свободу выезда независимо от наличия штрафа.
«Российские перевозчики приморского края испытывают на себе элементы дискриминации, иностранный перевозчик может занять их место и вытеснить с рынка полностью. Да, к 15 декабря на пропускных пунктах на госгранице появятся камеры, которые будут считывать номера машин и передавать их полиции и Федеральной таможенной службе. Но это возможно только для порожних ТС, по административному нарушению груженый автотранспорт задержать не могут», – комментирует Е. Шибко.
Минтранс Росии совместно с МВД России, ФТС России и ФСБ России разработали законопроект, предлагающий запрет на пересечение границы России иностранным автоперевозчикам, у которых имеются неоплаченные российские штрафы, а также неоплаченные платежи госсистемы «Платон». При въезде им предлагается дать 3 ч на оплату штрафа, при выезде – не выпускать до погашения задолженности. Однако даже после реализации этих мер российские перевозчики не будут конкурентоспособны, поскольку не смогут позволить себе работу по тарифам, которые будут ниже китайских. Цена – это тот фактор, который заставляет грузовладельцев выбирать иностранного перевозчика.