В стратегии отмечается, что вопрос развития Восточного полигона, а также Севморпути остро стоит в связи с переориентацией направлений экспортных поставок на Восток и прогнозируемым ростом добычи минерального сырья.
Так, при сохранении объемов перевозок на внутренний рынок, уменьшении экспорта в западном направлении и сохранении тенденции наращивания поставок угля по другим направлениям общие объемы перевозок угля по Восточному полигону Российских железных дорог к 2025 году составят 121,7 млн тонн, к 2030 году – 178,7 млн тонн, а к 2035 году – 267,2 млн тонн. Таким образом, перевозки к 2035 году могут вырасти в 2,5 раза по сравнению с 2023 годом.
В документе подчеркнули, что экспорт потенциально можно нарастить в страны Африки, Латинской Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Для этого необходимо как увеличение пропускной способности транспортной инфраструктуры в Восточном направлении, так и увеличение перевалочных портовых мощностей на востоке страны и в западной ее части, а также строительство крупнотоннажного балкерного флота.
Кроме того, по экспертной оценке, производство товарных руд и концентратов металлов горнорудными предприятиями, действующими, строящимися и проектируемыми в настоящее время, в пределах зоны охвата инфраструктуры Восточного полигона в 2025 году вырастет примерно в 2 раза – до 24 млн тонн, а в 2030 году составит 34,3 млн тонн. В результате пропускная способность Восточного полигона железных дорог должна обеспечивать суммарные объемы перевозок угля, а также руд и концентратов металлов. В 2025 году их общий объем составит не менее 146 млн тонн, в 2030 году – 213 млн тонн, а в 2035 году – 315 млн тонн, следует из опубликованной стратегии.