На причале № 19 одесского морского вокзала ледокол встречали директор Национального антарктического научного центра Украины (НАНЦ) Евгений Дикий, начальник Одесского филиала ГП «Администрация морских портов Украины» (ОФ ГП «АМПУ») Максим Лапай, заместитель начальника ОФ ГП «АМПУ» по операционной деятельности Денис Карпов, многочисленные журналисты. После прохождения всех необходимых процедур приема ледокола в состав отечественного научного флота и изменения названия судно уже в этом году выйдет в океан и возьмет курс на Антарктиду, в направлении украинской полярной станции «Академик Вернадский».
По словам Еевгения Дикого, директора НАНЦ, которому теперь принадлежит James Clark Ross, наличие такого судна, приспособленного к работе в условиях низких температур, позволяет значительно расширить диапазон научных исследований, ведь, по сути, этот корабль – плавучий институт с 8 специализированными лабораториями и приспособлениями для отбора любых проб с глубины до 8 км. То есть украинским исследователям становятся доступными практически 90% дна мирового океана. На момент постройки ледокол входил в топ-3 лучших научных судов мира. И даже сейчас, 30 лет спустя, James Clark Ross все еще входит в топ-20. Приобретя его, Украина возвращается в клуб государств с развитой инфраструктурой научных исследований мирового океана и полярных широт.
Как утверждает Евгений Дикий, сумма в $5 млн, выделенных Кабинетом министров на приобретение ледокола, по большому счету является символической за судно такого класса. И это уже второй случай передачи исследовательских активов Соединенным Королевством Украине. В 1996 году за 1 фунт стерлингов нашей стране была передана антарктическая станция «Фарадей», которая теперь носит название «Академик Вернадский». До приобретения James Clark Ross украинские полярники испытывали большие логистические трудности, так как «Академик Вернадский» 9 месяцев в году закрыт плавучими льдами и окно возможностей для пересменки людей и завоза грузов открывалось только на короткий период антарктического лета – с января по март. При этом сотрудникам Национального антарктического научного центра Украины нужно было успеть на этот период зафрахтовать иностранное судно. Коммерческий фрахт обходился довольно дорого. Наличие собственного ледокола позволит доставлять людей и грузы на антарктическую станцию в любое время года с меньшими финансовыми затратами.
Судно James Clark Ross построено компанией Swan Hunter Shipbuilders в Уолсенде и спущено на воду в 1990 году. В торжественных мероприятиях имянаречения участвовала королева Елизавета II. Ледокол был назван в честь Джеймса Кларка Росса – британского военного моряка и исследователя, который в середине XIX века на кораблях «Террор» и «Эребус» совершил самую масштабную в то время экспедиции в Антарктику, а позже участвовал в поисках пропавшей экспедиции Франклина в Арктике. Во флоте Британской антарктической службы эксплуатировалось с 1991 года. В частности, «Джеймс Кларк Росс» принял участие в первом международном исследовании по оценке запасов криля в южной части Атлантического океана.