Между тем участники рынка признаются, отгрузка цемента всегда кривая и пики спроса зависят от времени года: в январе 2021 года, когда на рынке разразился ипотечный бум на фоне коронавирусных ограничений и льготной ипотеки, номенклатуру отгрузили на сеть в объеме 1,2 тыс. т., а уже в июле – все тот же бум и ограничения – зафиксирован более чем двукратный рост погрузки, до 2,9 тыс. т., в декабре погрузка снизилась, но не до январского минимума, а лишь до 1,6 тыс. т. Такая динамика на производителей цемента, а также операторов подвижного состава накладывает дополнительные требования – это и организация работы подвижного состава в период сниженного спроса, а также необходимость решать вопросы летнего пика. Главные проблемы в перевозке цемента – недостаток складской инфраструктуры у грузополучателей. Все дело в том, что технологические возможности среднестатистического потребителя ограничены складом не более 2 тыс. т. цемента. Среднестатистический грузополучатель инертных материалов не имеет возможности создавать запас более чем на 14 дней работы.
Однако пока участники рынка не готовы признавать нынешнюю положительную динамику погрузки номенклатуры как выход из крутого пике падения отгрузки. Эксперты предлагают сделать выводы уже после изучения динамики отгрузки в июне. Если положительный тренд сохранится, то третья декада мая войдет в историю железнодорожных перевозок как период, когда произошел слом и кривая спроса на цемент начала подъем, а если отгрузка не сохранит динамику роста, то произошедшее в третьей декаде мая признают кратковременной вспышкой на кривой падения спроса.