По словам представителя СУЭК, РЖД предлагают бесплатную переадресовку нескольких тысяч груженых вагонов, застрявших по дороге в Мурманский порт, в сторону Усть-Луги, Тамани и портов Балтии. "К сожалению, рассматривая как альтернативные варианты порты Северо-Запада России, мы не можем получить адекватные условия по логистическим затратам до рынков назначения", – предупредил он. Если через порт Мурманска доставка железной руды до Китая обходилась в $20 за 1 т, то через российские северо-западные порты, например Усть-Лугу, – в 1,5–2 раза дороже. К тому же скорость выгрузки состава в Мурманске составляет не более 1,3 суток, а в среднем в других российских портах – 2,5–3 суток, утверждает собеседник РБК.
"ЕвроХим" тем временем перенаправил поставки железорудного и апатитового концентратов в порты стран Балтии, сказала вице-губернатор Мурманской области Ольга Кузнецова. Ранее директор по логистике Ковдорского горно-обогатительного комбината) ("дочка" "ЕвроХима") Евгений Романов говорил, что компании есть резон экспортировать апатитовый концентрат в Литву. "По апатитовому концентрату у нас есть альтернатива перевозки сухопутным вариантом на наш завод в Литве Lifosa. В первую декаду июня туда нужно будет направить 19,5 тыс. т апатитового концентрата, чтобы не оставить завод без сырья", – отметил он (цитата по "Интерфаксу").
Правление РЖД под председательством Олега Белозерова 8 июня утвердило скидку 25% на перевозки железорудного концентрата со станции Ковдор, где расположен Ковдорский ГОК, на станцию Скангали на границе с Латвией, сообщил РБК представитель РЖД. Скидка будет действовать на время восстановления сообщения с портом Мурманск, уточнил он.
Такая же скидка предусмотрена при поставке в Скангали апатитового концентрата со станций Титан и Апатиты, где расположены предприятия производителя удобрений "ФосАгро", следует из сообщения РЖД, поступившего в РБК.
Представитель "ФосАгро" отметил, что компания еще анализирует возможные варианты, как изменить логистику и переориентировать грузопотоки из Мурманска в альтернативные порты. А источник, знакомый с планами поставщиков удобрений, сообщил, что они изучают гавани в странах Балтии и Финляндии.
Страны Балтии традиционно были перевалочным пунктом для российских балкерных грузов (сыпучих) и по удобрениям остаются им до сих пор, отметил главный редактор агентства Portnews Виталий Чернов. "Схема со странами Балтии отлажена, мощностей там достаточно, они заинтересованы в привлечении российского грузопотока. В России имеется острый дефицит специализированных балкерных терминалов. Поэтому альтернативы странам Балтии практически нет сейчас", – пояснил В. Чернов. РБК направил запросы в порты Риги и Вентспилса.
Уголь можно переориентировать на порт Высоцкий в Ленинградской области, также отметил эксперт: там было падение грузооборота, так что есть свободные мощности. Кроме того, есть "Ростерминалуголь" в Усть-Луге, указал он.