По словам одного из собеседников агентства, национальная компания Казахстана «Казмунайгаз» ведет предварительные переговоры с торговым подразделением Госнефтекомпании Азербайджана о поставках 1,5 млн т казахстанской нефти в год через трубопровод, идущий в турецкий порт Джейхан.
Ожидается, что стороны подпишут окончательное соглашение в конце августа, а поставки начнутся в сентябре, сообщил источник Reuters. Еще 3,5 млн т нефти в год могут начать поступать по другому азербайджанскому трубопроводу в грузинский порт Супса в 2023 году, добавили два источника Reuters. Представители казахстанской и азербайджанской энергокомпаний отказались от комментариев.
Последние 20 лет Казахстан поставлял нефть по трубам Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийск. КТК остается основным экспортным маршрутом для казахстанской нефти, на которую приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объемов сырья. Ежедневно по трубопроводу проходит около 1,3–1,4 млн баррелей нефти в сутки, пишет Reuters.
Для сравнения: по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан будут поставлять только 30 тыс. баррелей в сутки, указывает агентство. Казахстану также придется транспортировать нефть по воде из порта Актау в порт Баку, пересекая Каспийское море, отмечает Reuters.
В начале июля Приморский районный суд Новороссийска приостановил работу КТК для устранения выявленных Ространснадзором нарушений плана ликвидации аварийных разливов нефти. Позднее суд отменил запрет на работу КТК и заменил его на административный штраф в размере 200 тыс. руб.
Однако президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости наладить новые способы поставки нефти в обход России, включая перевозку сырья морем. «Казахстан никогда не был морской страной», но «теперь другое время», отметил он.
Приоритетным направлением он назвал Транскаспийский международный транспортный маршрут, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, Турцию и страны Европы, не заходя на территорию России.