В то же время следует ожидать более конкретной запланированной модели управления Лиепайским портом, подготовленной Министерством транспорта, чтобы иметь возможность более широко прокомментировать, как это может повлиять на экономическое положение Лиепаи и работу порта в целом. Понятно, что управление портом в Лиепае уже отличается от других крупных портовых городов, потому что там порт работает в тесной связи с производством, и Лиепая является крупнейшим производственным центром за пределами Риги с точки зрения производства.
Особенно велика в порту доля местных грузов, которые производятся здесь, в Лиепае, Латвии и даже в Литве. Поэтому модель управления ЛСЭЗ была создана таким образом, чтобы быть максимально эффективной, с участием представителей как бизнес-среды, так и муниципалитета, а также высшего уровня государственного управления из министерств финансов, транспорта и экономики.
Необходимо учитывать и особенности исторического развития, поскольку после восстановления независимости страны Лиепайский порт вообще не существовал как торговый порт.
Там были разрушенные районы без дорог, портовых терминалов, без кораблей и кранов, только полуразрушенные здания, футбольное поле и даже свиноферма. Более 30 затонувших кораблей в акватории порта!
Многие из сегодняшних лиц, принимающих решения, возможно, уже не помнят этого, но даже тогда, 23 года назад, в процессе создания Лиепайской особой экономической зоны шла серьезная дискуссия о том, как улучшить, найти и собрать данные о факторах, способствующих преодолению и развитию экономической депрессии в других странах Европы и мира, в том числе в Ирландии и других местах. Лучшей моделью было совместное управление общей территорией, которая включала в себя деградировавшую территорию военной базы в Каросте, порт промышленной зоны и аэропорт. Это единое управление, в котором высшая государственная гражданская служба работает рука об руку с муниципалитетом города и предпринимателями, оказалось лучшим решением, что отражено на результатах работы ЛСЭЗ сегодня. На мой взгляд, производственные площади неотделимы от порта и аэропорта, потому что только так возможно создать новые рабочие места с конкурентоспособной заработной платой, что обеспечит стабильные налоговые поступления в государственный бюджет в долгосрочной перспективе.
Если цель состоит в том, чтобы использовать портовые ресурсы более эффективно, то нет оснований делать вывод о том, что именно преобразование портов в компанию с участием госкапитала позволит достичь этой цели. Кроме того, статус отчужденного публичного лица не исключает применения эквивалентных механизмов прозрачности, подотчетности и контроля, как это принято в компаниях.
Столичные предприятия Лиепайской особой экономической зоны ведут бизнес на территории Лиепайской СЭЗ.
В настоящее время существует 43 компании, около половины которых являются производственными компаниями, а другая половина – портовыми и логистическими компаниями, что обеспечивает в общей сложности почти 2,5 тыс. рабочих мест с заработной платой, которая выше, чем в целом по стране. Сумма налогов, перечисленных в государственный бюджет в 2018 году, составляет приблизительно €28 млн. Кроме того, есть крупные производители, такие как UPB с 1,9 тыс. рабочих мест, которые не имеют статуса СЭЗ, но тесно связаны с портом и его инфраструктурой.
У меня есть некоторые законные опасения по поводу того, сможет ли госкомпания добиться результатов, которые жители Лиепаи ожидают от порта и экономики. СЭЗ была создана не для того, чтобы заниматься экономической деятельностью в классическом смысле предпринимательства, а в первую очередь для того, чтобы организовать и сделать привлекательными для инвесторов и предпринимателей различные области, которые были заброшены в советские годы. Сегодня там работают промышленные парки и производственные мощности, создаются рабочие места. Это главная задача сегодня, принимая во внимание решение о покупке деградировавшей территории бывшего Liepajas metalurgs. Компания с участием госкапитала, с другой стороны, работает на совершенно иных принципах, и ее главная цель, как это чаще всего бывает в бизнесе, – получать прибыль, зарабатывать, выплачивать дивиденды в государственный бюджет. Но не в развитии территорий, не в создании рабочих мест!
Однако я хотел бы подчеркнуть, что, как уже прокомментировал в средствах массовой информации министр транспорта Т. Линкайтс, точная модель управления все еще находится в процессе разработки».