Согласно приказу при отсутствии возможности полного удовлетворения спроса грузоотправителей на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом на конкретном направлении движения поездов в связи с ограничением ее пропускной способности Национальный оператор инфраструктуры и перевозчик обеспечивают рассмотрение, согласование заявок грузоотправителей и оказание услуг по перевозке грузов в определенной очередности.
Среди приоритетных направлений – перевозки скоропортящихся грузов и социально значимых продовольственных товаров, сырья, комплектующих, оборудования для отечественных производителей, необходимых для выпуска продукции или обеспечения непрерывности производства. Также перевозки во внутриреспубликанском и экспортном сообщениях грузов высоких переделов, сырьевых грузов, энергетических углеводородных грузов в специализированном подвижном составе. Кроме того, международные перевозки грузов в транзитном сообщении, экспортные перевозки сырьевых энергетических грузов в универсальном железнодорожном подвижном составе, перевозки грузов, не вошедших в вышеизложенный перечень, и другие.
К слову, всего в перечне приоритетных товаров более 3800 наименований грузов.
В ходе обсуждения проекта возникли разногласия в части приоритетности перевозок. Некоторые представители бизнес-сообщества обратили внимание на то, что их предложения не внесены в повестку дня, а обсуждаются только разработки КТЖ («Казахстан Темир Жолы»).
«Все прекрасно, но железнодорожники, мне кажется, сами не понимают, к чему приведет вот эта система. У нас на сегодня есть отгрузки, которые идут маршрутами, это готовые поезда. В основном то, что вы поставите в самый конец. Есть грузы, которые отгружаются по один-два вагона. Это у вас будет формирование поезда, но они у вас идут в приоритете. И как вы это будете формировать? У вас поезд будет сборный. У вас это приоритет. Плюс еще есть направления, и получается, наши составы будут стоять в последнюю очередь. И тогда о какой прибыльности можно говорить КТЖ, если они будут в последнюю очередь согласовывать перевозки, которые идут поездами, сформированными на подъездных путях. Возникает очень много вопросов по компетенции, в части того, как эти предложения родились», – возмутилась главный менеджер по транспортной логистике ТОО «Евразийская группа» Гульжанат Иминова.
В национальной ассоциации масличных культур Казахстана согласны с предложениями компании «Казахстан Темир Жолы». Перевозки скоропортящихся и социально значимых продуктов важны, отмечают они.
«Национальные интересы мы не можем ставить ниже, чем интерес, к примеру, какой-либо крупной горнодобывающей компании. Глава государства уже поставил задачу, что должен увеличиваться экспорт несырьевых товаров, то есть переработанной продукции. Также он ставил задачу об увеличении доли переработанной продукции до 70%. Поэтому мы согласны с предложениями КТЖ. Насчет социально значимых продовольственных товаров – есть список из 19 социально значимых продуктов. Понятно все и в части скоропортящихся продуктов, сырья для отечественных заводов, которые необходимы для производства продукции высоких переделов. И далее если мы будем в экспортном направлении внутри страны отправлять продукцию высоких переделов. Ну что плохого в том, что мы определяем такую приоритетность? 30 лет сырье возим как в Среднюю Азию, так и в другие страны. От этого же экономика не выиграла. По сути, если уклон на переработку делается, то однозначно нам нужны механизмы для того, чтобы выстраивать в том числе и логистику. Мы согласны с предложением КТЖ в этом направлении», – сказал председатель ассоциации Ядыкар Ибрагимов.
Конкретных предложений от участников совещания, выступивших против проекта, не поступало, говорит он. По словам Ибрагимова, эти участники выступают в интересах крупных монополистов, торгующих недрами.
Обсуждение проекта продолжится на следующей неделе.