По оценкам органов госконтроля Эстонии, Латвии и Литвы, для полного завершения проекта Rail Baltic необходимо дополнительно €19 млрд. С учетом последнего бюджета проекта в каждой стране и уже выделенных денежных средств для завершения проекта необходимо изыскать дополнительно €2,7 млрд в Эстонии, €7,6 млрд в Латвии и €8,7 млрд в Литве.
Чтобы справиться с возросшим бюджетом и сжатыми сроками сдачи железной дороги в эксплуатацию к 2030 году, правительства Эстонии, Латвии и Литвы готовятся сократить объем работ, которые должны быть завершены к 2030 году, и сосредоточиться на строительстве основной железнодорожной линии, отмечается в документе.
Сокращение масштабов проекта означает, что местные станции будут построены позже или с минимальной функциональностью, а вместо двух пар путей на некоторых участках железной дороги будет построена только одна.
Также это, по подсчетам экспертов, позволит сократить прогнозируемый дефицит к 2030 году почти вдвое. Согласно сценарию первого этапа строительства, дефицит бюджета в трех странах составит €10,1 млрд: €1,8 млрд в Эстонии, €4,4 млрд в Латвии и €3,9 млрд в Литве.
Однако пока не ясно, будут ли выделены средства из фондов ЕС и в каком объеме в период финансирования Европейского союза, который начнется в 2028 году, а также какова будет ставка софинансирования.
Проект Rail Baltic – запланированная 870-километровая железнодорожная линия от Таллина до литовско-польской границы (213 км в Эстонии, 265 км в Латвии и 392 км в Литве), является крупнейшим инфраструктурным проектом в истории независимости стран Балтии.
До сих пор основным источником финансирования проекта был фонд «Инструмент Соединяющий Европу» (CEF), а доля софинансирования со стороны Европейского союза составляла до 85%.