Для перевалки новых объемов, появляющихся в связи с количественным увеличением экспорта, в большей степени также задействуют порты Балтийского моря. Так, в 2019 году поставки удобрений по железной дороге на северо-западном направлении увеличились на 1 млн т, до 22 млн т. Также нужно отметить, что прирост объемов отгружаемых в направлении Балтийского моря превышает темпы снижения перевалки в портах Черного моря, что говорит о совокупном росте экспортных объемов. Порт Санкт-Петербург – самый загруженный в сегмента благодаря калию (через Северную столицу отправляется до 80% экспорта калия). В 2019 году порт обработал 9,85 млн т. При этом это практически единственное место, где можно грузить аммиачную селитру в упакованном виде. Мощностей, на которых можно оперировать этим опасным грузом, на Северо-Западе России нет. Однако Усть-Луга и Мурманск также обладают большим потенциалом в расширении работы с минеральными удобрениями.
Как отмечает эксперт, на данный момент доля поставок продукции в порты соседних стран не так велика – до 64% экспорта переваливается в Санкт-Петербурге, Усть-Луге и Мурманске. Тем более что в результате ряда ограничительных мер со стороны РЖД, некоторые отечественные грузоотправители все-таки сократили отправки через иностранные порты. Однако А. Антонов подчеркивает, что на данный момент не смогут перевалить ежегодные объемы экспортной продукции полностью, несмотря на планы по развитию портовых мощностей. Если взглянуть на общие показатели, то можно заметить, что прирост поставок в сторону российских портов, выше, чем в сторону портов стран Балтии. В 2019 году он составил 600 тыс. т против 170 тыс. т минеральных удобрений. Однако поддержку грузопотоков стран Балтии оказывают компании, которые стремятся загружать собственные терминалы.
Стоит повторить, что производство удобрений растет. В настоящий момент практически каждый производитель планирует развивать свои мощности или расширять линейку продукции. Также не исключено и появление новых игроков на производственной карте России. Как отмечает А. Антонов, в случае реализации всех заявленных на данный момент проектов в течение следующих 5 лет можно ожидать значительного прироста по хлористому калию (+11 млн т, до 25 млн т) и карбамиду (+2,3 млн т, до 10,9 млн т). «Встанет вопрос: куда это отгружать? Потребить такое количество внутренний рынок не сможет, несмотря на его безусловный потенциал и стабильный рост, а значит, продукт будет оставаться экспортно ориентированным. Нужны будут перевалочные мощности. У нас есть целый ряд инфраструктурных портовых проектов. Потенциал у новых российских терминалов и портов, безусловно, очень большой, но его нужно суметь реализовать, а пока с учетом всего экспорта российские производители продолжают ощущать дефицит портовых мощностей, – подводит итог эксперт. – Пока без наших балтийских соседей российским производителям не обойтись».