В США, Канаде, Мексике, Бразилии существует система вертикально интегрированного железнодорожного транспорта с контролем инфраструктуры. Такая модель, по словам Р. Питтмана, привлекла миллионы долларов частных инвестиций и позволила уйти от субсидий правительства на улучшение инфраструктуры. «Я предполагаю, что Россия как достаточно большая страна со значительным количеством грузовых и пассажирских перевозок могла бы применить именно такую модель управления», – отметил исследователь.
Операторы, которые хотели бы взять на себя и функции перевозчика, высказываются за адаптацию европейского стиля реформирования на транспорте. В таком случае РЖД по-прежнему будут контролировать транспортную инфраструктуру, но разделят конкурентную область с другими игроками. Однако Р. Питтман предупредил, что такая модель ограничивает частные инвестиционные вложения.
По мнению эксперта, наиболее успешно привлечь частное финансирование позволяет горизонтально отделенная модель. Однако проведенные исследования показали, что состязание на российском рынке, вполне вероятно, не приведет к снижению затрат. В конечном итоге сохранится ограниченное количество перевозчиков, а качество инфраструктуры не будет улучшаться. Однако при такой оценке необходимо учитывать и вопрос финансирования инфраструктуры.
«Это, конечно, пессимистичный прогноз. Я считаю, что есть возможность применять эту модель в России, и надеюсь, что будет проведена реформа, которая позволит операторам стать перевозчиками, способными конкурировать с монополистом. Но в долгосрочной перспективе Россия нуждается в более серьезных реформах горизонтальной сепарации в силу необходимости серьезных инвестиций в железнодорожную инфраструктуру», – предупредил Р. Питтман.