«Концепция предполагает, что все наши цифровые решения будут на базе общих евразийских стандартов. Более того, мы должны сообща выразить свое отношение к транснациональным компаниям и тем, кто управляет этими платформами. Их действия на нашей территории должны соответствовать нашим общим регуляторным нормативам, с тем чтобы мы обеспечивали транспарентность, интероперабельность наших систем с глобальными цифровыми платформами и, в-третьих, чтобы мы следили за тем, чтобы конкуренция была бы здесь справедливой», – пояснил Т. Саркисян.
Он обозначил еще два глобальных вызова, стоящих в отрасли перед странами – участницами комиссии, на которые они должны ответить.
«Первый вызов заключается в том, что сегодня в мире образуются региональные экономические объединения, которые являются наиболее эффективной формой организацией деятельности государств. Это мы видим, прежде всего, в сфере транспорта. То есть региональные экономические объединения формируют общие каноны, общую инфраструктуру, предлагают общие решения, потому что все они понимают, что это наиболее эффективный путь, которому нет альтернатив. И с этой точки зрения Евразийский экономический союз находится в конкурентной среде. Именно в сфере транспортно-логистических операций мы видим, что в мире есть серьезная конкуренция за транспортные транзитные потоки», – сообщил он.
Т. Саркисян отметил, что глобальный вызов заключается в том, что в конечной стоимости реализации товаров, которые проходят через Евразийский союз, транспортные расходы составляют около 30%. Для сравнения: в Европейском союзе – 11%, в США – 9%. Это означает необходимость совместного принятия решений, которые позволили бы обеспечить ускорение этих потоков и благодаря ускорению, соответственно, увеличить объемы перевозимых товаров и таким образом сократить себестоимость. «Второй глобальный вызов заключается в том, что цифровые платформы поменяли логику международного разделения труда. Цифровые платформы, во-первых, убивают ненужных посредников. Во-вторых, благодаря мегабазам данных принимают оптимальные решения и предлагают услуги быстрой доставки товаров, тем самым управляют глобальными транзитными перевозками», – отмечает спикер. В качестве примера он привел компанию Amazon, которая в этом году запустила свою первую логистическую программу, другими словами, уже сформировала свою цифровую платформу и управляет товарными потоками. «Это означает, что недостаточно физического обеспечения перевозки товаров. Вы можете построить замечательные мосты и дороги, но по вашим дорогам и мостам товары не будут пересекать границы, потому что цифровые транспортные решения будут предлагать другие услуги, которые будут со стороны клиентов востребованы. Более того, тот, кто будет управлять этими цифровыми платформами, и будет управлять всем этим потоком», – поясняет Т. Саркисян. Описав все вызовы, стоящие перед странами-участницами, спикер призвал представителей других стран к сотрудничеству с Евразийской экономической комиссией по реализации общей цифровой концепции по формированию экосистем и транспортных коридоров Евразийского союза.