Директор департамента цифровой трансформации ПЭК Олег Сковородников отмечает, что необходим глобальный перезапуск беспилотного проекта, а именно – переход на новых партнеров, в качестве которых могут выступить российские, белорусские и китайские бренды. Поэтому в планах транспортно-логистической компании – провести переговоры с китайскими производителями высокотехнологичных магистральных грузовиков, машины которых могут быть доработаны на территории России в интересах беспилотного проекта ПЭК.
ПЭК также планирует запустить сервис беспилотной доставки для сторонних перевозчиков. На первом этапе возможно применять малотоннажный автомобиль EVO-1, который способен перевозить грузы весом до 1,5 т. Беспилотник оснащен гибридной системой питания от электрических батарей и водородных топливных элементов. Выстраивания дополнительной инфраструктуры на закрытой территории не требуется – передвигается машина с помощью технического зрения и камер.
Первая коммерческая эксплуатация беспилотного грузовика состоялась в логистическом хабе ПЭК в Бутово (апрель 2021 г.). Тестирование машины компания проводила совместно с сервисным партнером «Эвокарго».
На протяжении опытной эксплуатации беспилотник совершил более 3 тыс. рейсов. Транзитный хаб (35 тыс. кв. м) оснастили диспетчерским пунктом по контролю за движением беспилотной платформы. Работу отслеживал удаленный оператор. Машина перевозила 40 палет ежедневно со скоростью более 8 км/ч. На площадке установили зарядную станцию: в среднем EVO-1 доступна 22 ч. в сутки, на подзарядку уходит около 2 ч. Отработали основные сценарии погрузки и разгрузки, работы с разметкой и правилами дорожного движения. Главные достижения – нулевая аварийность и выстроенная модель страхования беспилотных перевозок.
«При эксплуатации беспилотных перевозок важно получить две страховки. Первая – страхование автомобиля на случай повреждения. Вторая (что сложнее, так как работы погрузчика привязаны к удаленному водителю) – страхование гражданской ответственности», – пояснил О. Сковородников. Страховых случаев, как отмечают в ПЭК, в период тестирования EVO-1 не было.
Итоги эксперимента показали, что работа на электричестве и водороде в 2 раза выгоднее использования машин на традиционном топливе. С учетом того, что доля грузовиков класса Евро-5 на российском рынке падает, отрасль вынуждена возвращаться к предыдущим экологическим стандартам. Поэтому увеличивается необходимость оперативного развития беспилотных грузовых перевозок. Цифровизация транспорта и логистики продолжится, отрасль оправится от экономического шока, убежден директор департамента цифровой трансформации ПЭК.