Ю. Иесалниекс отметил, что последствия этих решений уже ощутимы: "Мы видим это уже сейчас. Уже нынешней осенью. Объемы грузов и так уже низкие, в течение 9 месяцев сократились по сравнению с прошлым годом на 12,5%. А IV квартал – намного хуже. Все особенно плохо с углем, который был нашим спасителем. Сейчас объемы перевозки угля настолько низкие, что они хуже даже наших самых пессимистичных прогнозов, которые мы делали полгода назад".
В этой связи грузовой перевозчик Latvijas dzelzcels получил от Министерства сообщения задание пересмотреть расходы предприятия. Более того, остается актуальным и вопрос о том, что будет с проектом электрификации железных дорог на €318 млн.
И Литва, и Эстония модернизируют свои линии. Если Латвия отменит реализацию проекта, Latvijas dzelzcels проиграет своим конкурентам, а падение грузоперевозок означает и снижение доходов. Поскольку само предприятие не сможет воплотить в жизнь такой дорогой проект, возможно, потребуются дополнительные средства из госбюджета. При подготовке проекта электрификации аудиторы компании Ernst & Young рассчитали падение грузоперевозок, при котором этот проект может быть финансово невыгодным.
Заявления со стороны России о том, что грузы будут идти в обход стран Балтии, звучали уже давно, однако объем грузоперевозок стал существенно сокращаться после присоединения Крыма к России. Теперь же, если верить неофициальной информации, Кремль недавно составил конкретный график, согласно которому российские торговцы и операторы железнодорожных грузоперевозок должны пересматривать контракты на перевозку грузов через российские порты. Согласно плану, перевозку традиционных грузов планируют сократить до нуля, а через Латвию перевозить только опасные грузы.
Чтобы справиться с прогнозируемыми трудностями, Министерство сообщения Латвии пытается вести переговоры с Белоруссией, однако Latvijas dzelzcels уже получила задание готовиться в худшему сценарию и пересмотреть расходы предприятия.