На вопросы о том, каковы главные причины предложения о финансировании строительства объектов на Восточном полигоне за счет инвесттарифа и насколько грузоотправители, по мнению РЖД сегодня готовы к дополнительным платежам, в холдинге не ответили.
В настоящее время большая часть участников рынка и экспертов сходятся во мнении о том, что решение об инвесттарифе ими и коллегами принято не будет.
Так, по мнению министра угольной промышленности Кузбасса Олега Токарева, сложившийся на мировых рынках высокий уровень цен неустойчив, и ввод инвесттарифа может уменьшить рентабельность экспорта энергетических углей в восточном направлении ниже приемлемого уровня.
«Увеличится конкуренция за провозные мощности в порт Находкинского узла. Еще в большей степени останутся незагруженными специализированные угольные терминалы, построенные в Хабаровском крае. Возможно, получат преимущество угли Эльгинского месторождения, а также производители из Республики Саха. Но стоимость доставки кузбасского угля будет неподъемной для его производителей. Качественный уголь из Кузбасса у покупателей страны будет замещен продукцией производителей с менее затратной логистикой», – говорят угольщики.
А в ассоциации «Русская сталь» заявили, что общий рост тарифов для металлургов в 2022–2023 гг. уже составил 30,4%. И введение дополнительного инвесттарифа негативно скажется на стоимости грузов для покупателей. Грузоотправители не готовы к дополнительным платежам, это может способствовать полной потере ими рынков сбыта, говорят металлурги.
При этом ректор Дальневосточного государственного университета путей сообщения Владимир Буровцев обращает внимание на то, что увеличение провозной и пропускной способности инфраструктуры откроет возможности для повышения объемов грузооборота, расширения долей участников рынка. «С этой точки зрения решение об использовании индивидуальной финансовой модели представляется взвешенным и, думаю, согласованным с доминирующими игроками», – говорит он.