«Это чисто проект БАМовский, он включает в себя 84 объекта, которые мы сегодня начали проектировать. Мы в прошлом году получили финансирование, начали проектные работы по этим 84 объектам. В принципе, в I квартале следующего года должны там (одобрение – ИФ) Госэкспертизы получить, и по первоначальным планам мы даже собирались начать делать подготовительные работы в следующем году. Но пока есть вопросы с источником финансирования», – сообщил замглавы компании.
Он отметил, что в инвестпрограмме РЖД на 2023 год средства на это не были предусмотрены, но вскоре планируется рассмотрение инвестпрограммы на 2024 год. «Будем надеяться, что какие-то средства на это совет директоров готов предусмотреть», – отметил топ-менеджер.
«Мы, безусловно, готовы разворачивать работы и параллельно с завершением 2-го этапа (начинать – ИФ) разворот уже 3-го этапа», – подчеркнул он.
Подэтап 3.2. предполагает увеличение провозной способности до 210 млн тонн и включает в себя 45 объектов. Если получится в ближайшее время начать проектирование этого подэтапа, то 210 млн тонн будут достигнуты к 2030 году. «Мы выступили с предложением, чтобы начать задельное проектирование», – сказал Макаров.
Полноценный 3-й этап предполагает провозную способность в 255 млн тонн к 2032 году. «Но это связано как раз с концессионными инициативами», – сообщил он.
По оценкам, сделанным в прошлом году, стоимость подэтапа 3.1 составляла примерно 450–460 млрд рублей.
«Пока мы проектируем (подэтап 3.1. – ИФ) за свои (средства – ИФ). Безусловно, у компании есть планы обращаться за финансированием в ФНБ, – сообщил Макаров, отвечая на вопрос о планах обращения в ФНБ за финансированием третьего этапа Восточного полигона. – Когда третий этап, те 197 (млн тонн – ИФ) обсуждались, тогда мы сразу закладывали в модели и озвучивали, что порядка 300 млрд руб., мы рассчитывали, что будет профинансировано за счет средств ФНБ. Этих решений пока нет. То есть мы пока проектируем».
От отметил, что стоимость 2-го этапа Восточного полигона, реализацией которого сейчас занимаются РЖД, оценивается примерно в 1,1 трлн руб. «Это та цифра, которую нам предстоит до конца 2025 г. в текущем формате финансирования израсходовать для того, чтобы построить и реконструировать 280 объектов, которыми мы занимаемся в рамках 2-го этапа», – сказал он, напомнив, что итогом реализации 2-го этапа будет провозная способность в 180 млн тонн в 2024 году.
Замглавы компании также сообщил, что в 2019 году РЖД выполнили работы на Восточном полигоне на 40 млрд рублей, в 2020 году – на 69 млрд рублей, в 2021 году – на 78 млрд рублей, в 2022 году – на 138 млрд рублей, в 2023 году планируется 250 млрд рублей, а в 2024 году – порядка 400 млрд рублей.
Как сообщалось, объем перевозок по Восточному полигону в 2022 году составил 148,8 млн тонн, провозная способность – 158 млн тонн. По итогам 2023 года РЖД планируют перевезти по Восточному полигону свыше 160 млн тонн, а провозные возможности нарастить до 173 млн тонн.