По его словам, для выполнения графика перевозок в арктических морях критически важным является выбор оптимального маршрута, учитывающего текущую и прогнозную обстановку со льдами. Соединение соответствующей информации, в том числе получаемой при помощи космических аппаратов, позволяет обеспечивать качественное прогнозирование ледовых условий.
В настоящее время доступны снимки со спутников из открытых иностранных источников, поскольку заключать сделки по коммерческой съемке с зарубежными компаниями теперь невозможно в условиях санкций. «Доступных снимков мало, при этом они крайне редко покрывают важные для нас и наиболее сложные участки акватории Северного морского пути: Восточно-Сибирское море, пролив Лонга, район севернее и восточнее острова Врангеля», – сказал Е. Амбросов.
По его словам, требуется усиление группировки российских аппаратов дистанционного зондирования Земли, работающих в оптическом, инфракрасном, радиолокационном диапазоне, которые могут выполнять снимки необходимого разрешения.
Как рассказал замруководителя Росгидромета Дмитрий Зайцев, для мониторинга Севморпути в феврале прошлого года был запущен гидрометеорологический спутник «Арктика-М» № 1. В 2023 году «Роскосмос» планирует осуществить запуск второго космического аппарата. В последующем будет запущено еще 3 спутника.
«Это позволит до 2030 года обеспечить все судоходные компании, всех пользователей СМП необходимой информацией», – сказал Д. Зайцев.
Вместе с тем, добавил он, чтобы до 2035 года продлить ресурс спутниковой группировки, покрывающей трассы Севмпорпути, необходимо уже сегодня «Роскосмосу» с заинтересованными сторонами начинать работу по дополнительному развертыванию 7 космических аппаратов.
«Надеемся, что правительство на это выделит «Роскосмосу» соответствующие ресурсы», – заключил представитель Росгидромета.