Аудитор отмечает, что также госпомощь не обеспечила доступ к большинству удаленных городов и населенных пунктов, для которых пассажирские авиаперевозки иногда являются единственным способом транспортного сообщения. Так, за прошлые 3 года количество городов субсидируемой маршрутной сети (включая труднодоступные и удаленные) увеличилось на 59% и составило 94 города. Однако в нее вошли только 48 труднодоступных и удаленных населенных пунктов из 462, включенных в соответствующий перечень.
Рост пассажиропотока на субсидированных маршрутах на проверку тоже оказался не столь внушительным. «Количество перевезенных пассажиров по субсидируемым маршрутам в проверяемом периоде увеличилось в 3 раза. Однако их доля в общем количестве перевезенных пассажиров, минуя Москву, составляет всего от 2 до 6%», – отметил аудитор.
При этом доступность субсидированных перевозок для льготных категорий граждан увеличилась, скорее, номинально. С одной стороны, количество субсидированных маршрутов для льготников в проверяемый период выросло на 16,5% (с 97 до 113 маршрутов), а с другой – это всего 44% от количества таких маршрутов, предусмотренных Правилами субсидирования воздушных перевозок льготных категорий граждан.
Счетная палата отметила несовершенство правил определения размера субсидий с точки зрения финансовой составляющей. По словам В. Богомолова, они не учитывают особенности экономической деятельности авиакомпании, а подходы к их формированию непрозрачны. В результате по одним субсидированным маршрутам авиакомпании получили значительный убыток, а по другим – необоснованно высокую прибыль.
«Дополнительные бюджетные ассигнования доводились до Росавиации в тот период, когда спрос на субсидируемые перевозки начинал сезонное снижение и авиакомпании уже не могли освоить финансирование в полном объеме. В результате при наличии ежегодного дефицита в бюджетных ассигнованиях объем неосвоенных средств по итогам прошлого года составил 1,9 млрд руб., или 12,6% от объема выделенной субсидии», – сообщает аудитор.