По словам спецпредставителя «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимира Панова, уже к 2030 году грузооборот по СМП превысит 150 млн т, поэтому требуется тщательно организовать движение, упорядочить и ускорить выдачу разрешений на маршруты для перевозчиков. Кроме того, расстояние между ледоколами сопровождения должно быть не более 200 миль друг от друга, чтобы по всему пути можно было быстро вызволить любое судно из льдов.
Заместитель председателя правления ПАО «Новатэк» Евгений Амбросов рассказал о проекте «Арктик СПГ-2», который предусматривает запуск на СМП плавающих заводов по производству сжиженного природного газа. Два таких завода уже произведены на верфях. Их должны обслуживать 15 ледовых газовозов серии ARC-7. Трехсотметровым гигантам предстоит забирать СПГ с плавучих заводов и доставлять на два перевалочных комплекса – в Мурманске и на Камчатке. Каждый из этих терминалов будет переваливать по 21 млн т СПГ в год. Это добавится к тем 25 млн т, которые переваливаются уже сейчас в рамках проекта «Арктик СПГ-1». Ледовые танкеры могут проходить самостоятельно по льду толщиной до 1,5 м со скоростью 8–10 узлов. На более массивном льду им требуются ледоколы сопровождения.
Для прогноза ледовой обстановки на протяжении СМП будет реализована программа метеонаблюдения. Как рассказал замруководителя Росгидромета Дмитрий Зайцев, сейчас за этим маршрутом наблюдает один спутник. Но в ближайшие 1,5 года будет запущено еще четыре, а до 2035-го группировка достигнет 12 спутников. Кроме того, до конца 2024 года введут в эксплуатацию 68 метеобуев на Северном морском пути.