Контейнеровоз «Севморпуть» в 2022-м выполнил оба рейса, предусмотренных федеральным проектом «Развитие Северного морского пути». В Санкт-Петербург из второго рейса он вернулся в конце прошлой недели с 95 контейнерами на борту, из них 45 – с рыбной продукцией. Загрузка составила 45%, вдвое меньше, чем он повез из Санкт-Петербурга на Дальний Восток, куда он повез 90 экспортных контейнеров, а также цемент, портальные краны, транспортные средства. Оба каботажных рейса – субсидируемые, средства – в размере 560 млн руб. Всего до 2035 года на эти цели в соответствии с планом развития Северного морского пути предусмотрено 7,84 млрд руб. Ответственными за организацию рейсов назначены Минвостокразвития России и госкорпорация «Росатом». Этот маршрут может существовать, пока есть субсидии, так как во Владивостоке нет грузов для Санкт-Петербурга, а в Петербурге нет грузов для Владивостока, говорит Юрий Чижков, член НОО «Арктическая общественная академия наук». «Можно говорить о доставке китайских грузов в Петербург и о возврате пустых «ящиков» обратно», – добавляет он.
Контейнеровоз «Мончегорск» прибыл в Санкт-Петербург 5 декабря, он в интересах ритейлера «Магнит» привез из Китая пробную партию из шести 40-футовых контейнеров. В условиях нарушения многих привычных логистических маршрутов логистика на российских судах через СМП имеет большое значение как альтернативная транспортная артерия, объясняет Федор Павловский, директор по цепочкам поставок и логистике розничной сети «Магнит».
«Севморпуть – это возможность диверсифицировать свою импортную логистику. «Магнит» исходит из максимальной экономической эффективности доставки, которая напрямую влияет на привлекательность предложения для покупателей», – добавляет он.
Ритейлер не исключает, что если транспортные тарифы сохранят нынешний уровень, то весной именно так в Россию будут доставлять импортные непродовольственные товары из Китая и стран Юго-Восточной Азии, об этом компания совместно с «ТрансКонтейнером» заявила в ходе ПМЭФ-2022. О стоимости доставки в компании не говорят, преимущества видят в сроках. Длительность доставки контейнеров в одном направлении составляет порядка 40 дней, но это в наиболее благоприятный для плавания период, говорит Ю. Чижков.
«В сложных ледовых условиях при скорости на СМП 2–3 узла срок доставки – около 90 дней», – заключает он.