Министерство сообщения поясняет, что эти расходы будут по-прежнему покрываться за счет финансирования Фонда подключения к Европе (EISI или CEF), который является основным источником финансирования проекта Rail Baltica. Именно из этого фонда Латвия получает средства, подавая заявки на объявленные Еврокомиссией конкурсы проектных заявок.
В целом за год объявляется один-два конкурса предложений, поясняют в Минсообщения. Прямые приемлемые расходы финансируются с интенсивностью поддержки до 85%, а оставшаяся часть софинансируется из бюджетов стран Балтии.
Увеличение стоимости проекта Rail Baltica связано с увеличением его масштабов. В течение трех лет был внесен ряд нововведений в руководство по проектированию, в том числе повышены требования безопасности. Внесены изменения в технические решения, например, увеличено количество ж/д путей (с двух до четырех), проведены некоторые дополнительные работы (по реконструкции существующей системы железнодорожной сигнализации и т.д.).
Согласно данным последнего конкурса проектов EISI, для реализации проекта Rail Baltica в Латвии были предварительно выделены 298 млн евро (32% от общей суммы в 928 млн евро, выделенных странам Балтии на реализацию проекта). Часть финансирования также предназначена для продолжения строительных работ на Рижском центральном железнодорожном узле, в том числе для строительства эстакады над улицами Маскавас и Краста, подходов к платформам, переноса существующих путей на южную сторону вокзала.
В Министерстве сообщения отмечают, что Рижский центральный железнодорожный узел станет одним из самых современных транспортных узлов в Европе и самым крупным в странах Балтии, что повысит мобильность, безопасность и доступность Риги, а также придаст городу новые черты. С новым железнодорожным мостом оба берега Даугавы будут удобно соединены для пешеходов и велосипедистов.
Представители совместного предприятия стран Балтии RB Rail сообщили, что согласно нынешним оценкам, при реализации проекта будет дальнейшее повышение цен. Более точная оценка станет известна после проведения анализа рентабельности Rail Baltica и завершения работ по проектированию основного пути в 2024 году.
Строительство Рижского центрального узла Rail Baltica является крупнейшим и наиболее масштабным проектом строительства инфраструктуры в Риге, что повлияет на визуальный образ города, мобильность и возможности развития на несколько десятилетий вперед.
Ожидается, что расходы на проект достигнут 5,8 млрд евро (с учетом ветки между Каунасом и Вильнюсом). Часть расходов будет покрыта за счет средств ЕС. Железнодорожная линия Rail Baltica будет открываться поэтапно в период с 2028 по 2030 год.