«По финансовой модели проекта объем капитальных затрат, требуемых для строительства ВСМ, составляет 1,7 трлн руб., из них 760 млрд руб. предоставляет ОАО «РЖД», 470 млрд руб. – российские банки, 468 млрд руб. – ФНБ. При этом, согласно инвестиционной программе РЖД на начало 2021 года, в 2021–2023 гг. на ВСМ РЖД планировали потратить лишь 34 млрд руб. А это лишь 2% от ожидаемого объема капитальных затрат проекта. На начало 2021-го вся инвестпрограмма на 2021–2023 гг. РЖД составляла 2,3 трлн руб., из которых на развитие инфраструктуры закладывалось 1,3 трлн руб.», – рассуждают аналитики.
Они напоминают, что в сентябре инвестпрограмма РЖД была увеличена до 3,3 трлн руб. до 2023 года с планами по ежегодному освоению свыше 1 трлн руб. Однако эти изменения были связаны с утверждением II этапа развития Восточного полигона (стоимость проекта – 720 млрд руб.), возвращением в инвестпрограмму Северного широтного хода и рядом других новаций. Согласно этому варианту инвестпрограммы на ВСМ планируется потратить 93 млрд руб. до 2025 года (6% от стоимости ВСМ Москва – Санкт-Петербург).
«В таком виде инвестпрограмма сталкивается с дефицитом источников финансирования в 270 млрд руб. в 2022 году и еще 938 млрд руб. – в 2023–2024 гг. На 2022 год источник финансирования определен несколько дней назад благодаря выделению РЖД почти 200 млрд руб. из Резервного фонда правительства», – сообщают в ЦЭП.
Напомним, что сегодня обсуждается замена проекта ВСМ на проект выделенного грузового хода либо сдвиг строительства на более поздние сроки. Правительство рассматривает вариант разделения проекта на несколько этапов.