Доля угольной продукции в структуре погрузки магистрали по прошествии года изменилась незначительно. В этом году она занимает примерно 46,8%, тогда как в прошлом составляла 46,2%.
В свою очередь, доля нефти и нефтепродуктов сократилась с 16 до 13,7%. За 11 месяцев погружено 8,8 млн т нефтеналивных грузов (-7,6% к уровню января – ноября 2021 г.). Отметим, что к ДВЖД примыкают два главных нефтеперерабатывающих завода на Дальнем Востоке – в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.
Грузооборот Дальневосточной магистрали с учетом приема грузов с других железных дорог с начала 2022 года составил 215 млрд тарифных т-км, что на 3,8% больше прошлогоднего результата. Весомая часть приходится на угольные перевозки.
В связи с утверждением Евросоюзом ограничений на сырье из РФ (2 декабря страны ЕС утвердили введение потолка цен на российскую нефть на уровне $60 за баррель) встанет вопрос с перевозкой нефти и нефтепродуктов из-за их увеличения в адрес Восточного полигона, ранее отмечал президент ООО «Центр экономики инфраструктуры» Владимир Косой. «Мы еще этого просто не дождались, но в декабре-январе уже столкнемся с этими проблемами», – считает он.
По его мнению, в какой-то момент в условиях ограниченности Восточного полигона государство будет вынуждено принимать решения и ставить в том числе административные ограничения для решения проблемы с доступом к железнодорожной инфраструктуре между перевозчиками разных типов грузов.
«Придется говорить: сейчас нам важнее перевезти комплектующие, а в какой-то момент важнее осуществить вывоз генеральных грузов. Мы все должны быть готовы к административным ограничениям со стороны правительства», – отмечал В. Косой.