Расчеты по переходу на европейский стандарт колеи были произведены Эстонской железной дорогой, и они показывают, что реконструкция 1200 км путей в этой соседней стране обошлась бы примерно в €7,5 млрд, из них на реконструкцию железнодорожного пути пойдет около €6,25 млн за 1 км.
Поскольку существующая латвийская железнодорожная инфраструктура технологически аналогична Эстонской железной дороге, можно произвести расчеты, соответствующие латвийской ситуации, которые, конечно, очень приблизительны. Протяженность железнодорожной сети в Латвии достигает 1779 км, поэтому, если руководствоваться оценками Эстонской железной дороги, сеть в Латвии может быть перестроена примерно за €11,11 млрд.
«Latvijas Dzelzcels пока не располагает подробной информацией о возможном масштабе этой потенциальной реконструкции, в настоящее время мы не можем оценить инвестиции, необходимые для реконструкции, и другие связанные с этим вопросы», – говорит Агнесе Лиците, руководитель отдела коммуникаций Latvijas Dzelzcels.
При переходе на рельсы европейской колеи также должны быть полностью изменены линии электрификации и системы сигнализации.
«Европейское видение состоит в том, что вся сеть должна быть такой, чтобы любой перевозчик из Испании или Португалии мог приехать в Латвию со своим оборудованием и подвижным составом. Например, Литва на политическом уровне заявила, что готова перевести всю свою железнодорожную сеть на 1435, а это значит, что инфраструктура 1435 в основном используется и в грузопотоке. Чтобы успешно конкурировать с литовцами, мы должны тщательно взвесить, что оставить в существующей сети, а что преобразовать в сеть 1435», – объясняет министр сообщений Латвии Талис Линкайтс.
Перед новым министром сообщений Янисом Витенбергом стоит задача подготовить реальный план, как именно будет происходить реконструкция железнодорожной системы в Латвии и где найти средства в государственном бюджете. Финансировать все только за счет средств Евросоюза не получится. Уходящий министр сообщения считает, что в первую очередь следует перестроить линию Рига – Тукумс. Причина – на начальном этапе рельсы европейской колеи уже будут в рамках Rail Baltica.
В переходный период будут параллельно существовать рельсы как старой колеи, так и евростандарта. Соответственно должен быть скорректирован и подвижной состав. Как обеспечить два стандарта одновременно. тоже пока не ясно.
«Этот план не повлияет на закупку новых электропоездов, так как они нужны для пассажирских перевозок в существующей инфраструктуре. Изменение ширины железнодорожных путей – это ресурсоемкий проект, и вполне вероятно, что он будет реализован не через одно десятилетие», – говорит Сигита Зведре, руководитель отдела коммуникаций и маркетинга Pazazieru vilciens.
Изменив ширину железнодорожных путей на европейский стандарт, грузы можно будет перевозить в Латвию даже из Португалии и Испании. Это также буквально открыло бы рынок пассажирских перевозок, когда компании из других стран проявили бы интерес к обеспечению пассажирских перевозок в Латвии. Решение о введении единого железнодорожного стандарта может быть одобрено Европарламентом в следующем году.