«Сегодня ведется обсуждение ежеквартальной индексации. Но этот пересмотр ляжет на плечи участников рынка – грузовладельцев и операторов, но не перевозчика. В этом случае нужно искать баланс интересов. Какая может быть альтернатива существующему тарифному регулированию? Мы ранее говорили о том, что можно предложить некое формульное образование, которое строилось бы с учетом конъюнктуры рынка. Также – о возможной необходимости возврата к обсуждению верхнего предела тарифного коридора. Сейчас, на мой взгляд, вопрос государственного субсидирования – самый правильный для рынка», – высказался эксперт.
Комментируя вопрос пассажирских железнодорожных перевозок, Е. Реутов отмечает необходимость рассмотрения вопроса дерегулирования тарифа, которое, возможно, должно проходить при формировании института биржевой торговли с высоким уровнем участия субъектов рынка и понятным биржевым регулированием.
Напомним, что в середине марта стало известно о том, что ФАС собирается учесть динамику инфляции и валютного курса в тарифах ОАО «РЖД». Предлагается ежеквартально индексировать цены с учетом растущей инфляции, а также заметно увеличить экспортную надбавку. Сообщалось, что до конца полугодия надбавка может составить 23–25% против нынешних 8%.
В начале апреля появилась информация о том, что правительство РФ может не принять предложения ОАО «РЖД» о повышении экспортной надбавки для грузоотправителей и резком росте тарифов на перевозку угля. Но может быть утверждена поквартальная индексация грузового тарифа и отмена понижающих коэффициентов для угля. По расчетам участников рынка, речь идет о мерах общим объемом 160 млрд руб., что в несколько раз меньше, чем планировалось ранее.
По данным участников семинара, на сегодня решение о дополнительной индексации в правительстве РФ пока не принято.