«Конкурентоспособность российской металлопродукции на мировых рынка продолжит снижение из-за общих экономических тенденций, описанных выше, а торговые расследования во многих странах, по итогу завершения которых могут быть введены новые защитные меры, к сожалению, продолжаются. Это дополнительно может сократить возможности экспорта в соответствующие страны, а следовательно, приведет к дополнительному снижению перевозки по ж/д путям.
Напомним, что, по данным ОАО «РЖД», погрузка на сети РЖД в октябре выросла на 1%.
Если рассматривать отдельные номенклатуры, в октябре по данным РЖД сократился объем погрузки кокса (-4,3%), нефти и нефтепродуктов (-3,6%), черных металлов (-8,1%), лома (-21,7%), лесных грузов (-13,2%), промышленного сырья (-2,3%), руды цветной и серного сырья (-0,6%), зерна (-1,6%).
В то же время в октябре вырос объем погрузки каменного угля (+3,2%), железной и марганцевой руды (+7,2%), удобрений (+3,3%), строительных материалов (+5,2%), химикатов и соды (+2,9%).
Объемы погрузки цемента в октябре не изменились.
При этом погрузка за январь – октябрь в целом составила 1 млрд 66 млн т, что на 0,7% меньше, чем за аналогичный период 2018 года.
«В I полугодии 2019-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается значительное снижение экспортных поставок проката из черных металлов – на 12,1 %, но импорт вырос на 5,2%. Отрасли удалось сохранить объемы производства металлопроката только за счет роста внутрироссийского потребления черных металлов на 10,7%», – отмечает А. Сентюрин.
По его словам, этот рост был временным и обусловлен в основном активизацией строительной отрасли в связи с введением в действие с 1 июля изменений в строительном законодательстве – введением эксроу-счетов (эксроу-счет – специальный условный счет, на котором учитываются имущество, документы или денежные средства до наступления определенных обстоятельств или выполнения определенных обязательств. – Прим. авт). На текущий момент внутренний спрос существенно замедлился.
Основными объективными экономическими факторами на изменение погрузки А. Сентюрин называет влияние проблемы избыточных сталеплавильных мощностей в мире; рост протекционизма по закрытию национальных рынков сбыта; сложность перераспределения товарных потоков; продолжающийся рост финансовой нагрузки отечественных металлургических компаний и снижение доходности компаний.
В качестве основного объективного фактора, зависящего от РЖД, собеседник называет продолжение взимания экспортной железнодорожной надбавки в размере 8%.