Мелкие региональные сети зачастую относятся к соблюдению температурных условий весьма некритично. В крупных сетях данной проблеме уделяется внимание исключительно при наличии требований федеральных органов, однако эти требования несистемны. Отсутствуют единые требования к освидетельствованию рефрижераторных вагонов и контейнеров, специализированного автопарка и транспортно-логистических центров по теплотехническим параметрам с учетом старения, отметил президент АСОРПС.
«На автотранспорте, по нашим сведениям, только 25–30% специализированного парка освидетельствовано. Это мало. К тому же, как и на железной дороге, процветают перевозки скоропортящихся пищевых продуктов в обычных тентованных кузовах без всякой защиты от внешнего температурного воздействия. И ключевым здесь является даже не само ухудшение качества продуктов питания, а то, что оно неконтролируемо. Следовательно, интересы потребителя никак не защищены. Каждый год после физической порчи утилизируется скоропортящаяся продукция на сотни миллиардов рублей», – добавил эксперт.
Для формирования эффективной системы управления оборотом скоропортящейся пищевой продукции АСОРПС предлагает создать закон «О непрерывной холодильной цепи», а в качестве «компетентного координирующего органа» назначить Минсельхоз России.
Документ предполагает разработку программы развития и нормативного обеспечения непрерывной холодильной цепи в области хранения, транспортирования и реализации скоропортящихся пищевых продуктов, а также требований к специализированным ресурсам (складам, терминально-логистическим центрам, транспортным средствам и контейнерам, оборудованию для розничной продажи) при обороте продукции, требующей поддержания заданных температурных условий.
Участники конференции предложили направить обращение в Минсельхоз России о создании межведомственной рабочей группы для разработки проекта федерального закона о НХЦ с учетом лучших международных практик.