Подчеркивается, что речь идет о «ключевом элементе важного европейского коридора грузовых перевозок», связывающего Роттердам (Нидерланды) с Генуей (Италия). Он позволит «перевозить больше товаров по железной дороге вместо автомобильных дорог», что положительно скажется на окружающей среде. Задача постепенного перевода грузоперевозок с автомобильного на железнодорожный транспорт закреплена в Конституции Швейцарии.
Кроме того, в выигрыше будут и пассажиры поездов. В кантоне Тичино, где находится тоннель Ченери, время поездки между городами Лугано и Беллинцона сократится с 27 до 19 мин., а между Лугано и Локарно – с 50 до 29 мин. В 2021 году из Цюриха в Милан можно будет добраться чуть более чем за 3 ч, а после строительства на территории Италии подъездных путей – ровно за 3 ч, что на 40 мин. меньше, чем прежде.
Выступившая в пятницу на церемонии открытия тоннеля президент Швейцарии Симонетта Соммаруга поблагодарила сограждан, поддержавших проект NЕАТ на референдуме в 1992 году. По ее словам, это «провидческое решение» положило начало «политике умного транспорта» в стране.
Предполагается, что через тоннель Ченери, строительство которого продолжалось 12 лет и обошлось в 3,6 млрд франков, ежедневно смогут проходить 170 грузовых и 180 пассажирских поездов. В целом в NЕАТ было инвестировано около 22,8 млрд франков. При этом больше всего средств потребовало сооружение 57-километрового Сен-Готардского тоннеля – более 12 млрд франков.