«Кроме того, транспортная экспедиция, в рамках которой может быть организована перевозка разными видами транспорта, – это отдельный вид договоров, с самостоятельным правовым регулированием. Однако заказчик, сдав груз к перевозке, ожидает, что он в сохранном виде получит его в пункте назначения. К сожалению, так бывает не всегда», – продолжает она.
Груз считается утраченным, если не был выдан по истечении 30 дней с момента истечения срока доставки, таково требование сегодняшнего законодательства. Если конкретный вид груза имеет меньший срок годности, то срок, по истечении которого он будет считаться утраченным, нужно предусмотреть отдельным пунктом в договоре.
«Бывает такое, перевозчик уронил контейнер, а суды снимают с него ответственность за утрату груза. Есть конкретное решение: суды обосновывают его тем, что заказчик неверно указал название перевозимого груза, кроме того, допустил ошибки при его погрузке», – рассказывает эксперт.
Претензии к качеству погрузки – одна из главных причин, по которой перевозчик освобождается от ответственности за повреждение груза. Основан этот подход на том, что в силу закона лицом, ответственным за погрузку, является грузоотправитель, подчеркивает юрист.
«Аналогичным образом обстоит ситуация с повреждением груза по причинам, связанным с его упаковкой», – заявляет она.
Заказчик, организующий транспортировку груза, не всегда обладает достаточными знаниями о том, какой должна быть упаковка груза и верно ли произведена его погрузка. В связи с этим рекомендуется согласовывать с перевозчиком в договоре условие о том, что перевозчик проверяет состояние упаковки и правильность погрузки груза. В этом случае при повреждении груза в связи с дефектами упаковки или погрузки убытки будут разделены между грузоотправителем и перевозчиком.
«Есть еще одно коварное условие договора, которое может привести к тому, что убытки при несохранной перевозке не будут возмещены перевозчиком в полном объеме. Это условие об объявленной стоимости груза. Смысл данного условия состоит в информировании транспортной компании о ценности перевозимого груза, а также в освобождении заказчика от доказывания стоимости утраченного или поврежденного груза. Однако в случае, если объявленная стоимость оказывается заниженной, – это уменьшает размер возмещения убытков перевозчиком при несохранной перевозке», – заявляет она.
Позиция Верховного суда неизменна: нельзя взыскать убытки в размере, большем, чем объявленная стоимость. При этом если объявленная стоимость окажется выше, чем действительная стоимость груза, – во взыскании объявленной стоимости суды, скорее всего, откажут, назвав это злоупотреблением права со стороны заказчика.