При этом авторы законопроекта отмечают, что в транспортной отрасли часто практикуется заключение договоров на перевозку и договоров транспортной экспедиции при наличии у автоперевозчика или экспедитора договоров страхования своей ответственности. Такое страхование является одним из способов защиты интересов автоперевозчика, экспедитора и гарантирует возмещение ущерба грузовладельцу в случае повреждения, гибели или утраты груза. Тем временем российским законодательством не установлены ограничения для страхования рисков за повреждение, гибель или утрату груза, за которые автоперевозчик, экспедитор несут ответственность перед клиентом в силу общих оснований ответственности за причинение вреда.
Помимо этого, в России сложилась судебная практика, признававшая в ряде случаев заключаемые договоры страхования ответственности автоперевозчика или экспедитора недействительными.
Авторы законопроекта подчеркнули, что в настоящее время риски автоперевозчиков и экспедиторов снижаются за счет страхования гражданско-правовой ответственности автоперевозчика и экспедитора.
Также они привели в пример позицию Верховного суда РФ по страхованию гражданской ответственности автоперевозчика, экспедитора: «Иск о выплате страхового возмещения по договору страхования риска договорной ответственности подлежит удовлетворению, если заключение подобных договоров распространено в практике страховщика вопреки установленному в законе запрету на заключение таких договоров».
Парламентарии предлагают для закрепления сложившейся судебной практики, однозначного толкования и применения норм права внести в федеральное законодательство соответствующие изменения.
«Принятие законопроекта значительно расширит перечень рисков, которые могут быть покрыты договором страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов (например, ответственность за просрочку доставки груза, ответственность за неподачу транспортного средства и тому подобное). Это, в свою очередь, защитит автоперевозчиков и экспедиторов не только от претензий владельцев груза (в случае его утраты/повреждения), но и от штрафов со стороны заказчиков перевозки (в случае нарушения срока доставки и подачи транспортного средства)», – подытожили депутаты.