В данный момент принцип «инфляция минус» опирается на данные Росстата, где учитывается инфляция на основе динамики средних потребительских цен. В ОАО «РЖД» уже предлагали ориентироваться на другую выборку – цены на потребляемые холдингом товары и материалы. Однако эта идея не прошла, поскольку в таком случае индексацию для каждой структуры придется рассчитывать по индивидуальной формуле.
С начала 2023 года ОАО «РЖД» предложило ввести использовать для расчетов индекс ценового паритета. Это означает, что будет учитываться не только цены на товары потребления, но и вводиться поправка на объемы их реализации.
Как отметили эксперты, вброс двух данных предложений почему-то произошел одновременно, хотя их следует рассматривать по отдельности.
Когда речь идет о расчете инфляции, вопрос касается уровня индексации тарифов холдинга. А Прейскурант № 10-01 основан на ином принципе: в нем учитываются не только расходы перевозчика, но и объемы отправок грузов в целом по сети.
А в ОАО «РЖД» добиваются уже в который раз разбивки железнодорожных прайсов в зависимости от направлений. И в конечном счете просматривается идея повысить стоимость отправок через Восточный полигон, где холдинг никак не может преодолеть дефицит провозной способности. В 2022 году достаточно острая их нехватка стала ощущаться и на Юге.
Вот и получается, что вопрос ставится не столько о совершенствовании тарифной системы для стимулирования развития российской экономики, сколько о поиске новых инструментов для повышения тарифов на дефицитной инфраструктуре.