Что касается методологии при построении тарифов, то она может строиться на конъюнктуре рынка и корректироваться с ее изменением. Должно формироваться формульное ценообразование. Важны дружеские отношения участников рынка для улучшения экономики в целом. Не должно возникать желания улучшить свою экономику путем ухудшения экономики другого.
В очередной раз отмечу, что необходимо выстроить систему – понятную, прозрачную и долгосрочную. Необходимо четкое понимание всех участников перевозочного процесса о стоимости услуг железнодорожного транспорта на длительную перспективу. Без этого невозможно построение финансовых планов, происходит размытие инвестиций.
Выделение в тарифе различных составляющих и статей затрат однозначно будет способствовать прозрачности ценообразования.
Что касается увеличения доходности РЖД и сохранения экономики других участников рынка, то при принятии любого тарифного документа в моменте у отдельных хозяйствующих субъектов произойдут негативные изменения. Но это связано с тем, что действующий Прейскурант № 10-01 не соответствует настоящим реалиям и доходная часть по отдельным группам товаров в связи с многочисленными изменениями не соответствует тем задачам, которые ставились при его формировании.
Что касается инициатив РЖД по использованию для расчетов индекса ценового паритета, то этот вопрос нужно изучать дополнительно. РЖД целесообразно разъяснить участникам рынка, что закладывается в это понятие и каким именно образом будет это рассчитываться. Для этого и необходимо широкое общественное обсуждение, о котором я говорил ранее.
В любом случае нельзя допускать при формировании нового инструмента чрезмерный рост стоимости железнодорожной составляющей в конечной цене продукта. Необходимо в нем предусмотреть все необходимые нюансы и пожелания участников перевозочного процесса.