На рынке мы наблюдаем новый тренд – использование Open Top контейнеров для перевозки угля. В этом году мы фиксируем рекордные объемы перевозки угля в Китай в контейнерах, порядка 0,5 млн т за полгода. В июне был побит абсолютный рекорд – порядка 140 тыс. т было перевезено в контейнерах. Это новый тренд. В основном он связан с высокой стоимостью угля, которая стимулирует потребителей искать различные выходы продукции за границу. Причем 100% угля, который грузится в Open Top контейнерах, идет в Китай. Это связано с ограничениями по перевозке полувагонов: ОАО «РЖД» не подтверждает перевозку больше определенного количества вагонов на Восточном полигоне, при этом ограничений по перевозке фитинговых платформ и контейнеров нет. Такой уголь ищет выход за рубеж и находит его через перевозку в Open Top контейнерах.
Есть также специальное оборудование для стандартных контейнеров, которое позволяет решить нестандартные задачи. Например, к этой категории можно отнести вкладки-флекситанки. В контейнер вставляют пластиковую оболочку, в которую заливается моторное или растительное масло. Это экономичная альтернатива танк-контейнерам и бочкам. Она превращает контейнер в универсальное средство для перевозки наливных грузов.
Стоит также упомянуть рефконтейнеры с установленными рефрижераторами, в которых перевозят скоропортящиеся продукты. Здесь есть широкое поле для инноваций. Например, применение батарей и солнечных элементов, возможность подзарядки контейнеров от генератора, который вырабатывает электроэнергию при движении платформы по железной дороге. Такая динамо-машина заряжает аккумулятор и позволяет контейнеру охлаждаться. Эти инновационные разработки пока не получили широкого применения, но они очень интересны.
Чтобы сохранить успехи популяризации перевозок в нестандартных контейнерах, необходимо с осторожностью подходить к вопросу тарифообразования.