Во-первых, уже делаются попытки в том или ином виде привлечь к этой стройке государственное финансирование. Во-вторых, делаются предложения по отмене или задержке реализации уже имеющихся государственных планов по строительству автодорог, которые инвесторам представляются конкурирующими. Речь, прежде всего, о проекте «Европа – Западный Китай», который включает в себя, например, автомагистраль Москва – Нижний Новгород – Казань. На самом деле у этих дорог в границах России разные цели, однако разговоры об этом активно ведутся, и это тревожный факт.
Реален ли транзит? Для доставки грузов на такие расстояния эффективнее железная дорога, а не автотранспорт. Автотранспорт логичнее использовать для соединения соседних регионов или крупнейших центров на расстояниях до 2–3 тыс. км. Ехать из Китая в Европу на грузовике – странное решение, и нет сегодня таких перевозок.
Но даже если представить, что такие перевозки появятся, много ли они принесут регионам, через которые пройдет магистраль? Если это будет только транзит – нет. Тут важно, чтобы вдоль трассы появлялись новые экономические центры, предприятия и организации, чья работа будет завязана на новую дорогу – тогда и экономический эффект для регионов возможен. Пока этой теме в проекте уделено недостаточно внимания.