Сейчас, через 2 месяца после начала пандемии, логисты показали, что так или иначе они умеют справляться с заказами. Вы помните, был момент, когда все рестораны были закрыты, а одна большая сеть передала своих официантов курьерской службе? Главное достоинство официанта в данной ситуации – наличие санитарной книжки.
Логисты за 2–3 недели нарастили объем возможности. Был момент, когда клиент мог получить продукты в Москве только через 10 дней после оформления заказа. Ну какая еда через 10 дней? Мы либо с вами пойдем в магазин, либо умрем от голода. Но прошло 2–3 недели, и 1 мая уже доставка еды в Москве и Петербурге осуществлялась за полчаса. В этом смысле логисты благодаря кризису действительно шагнули в глубокое будущее, перешагнули пропасть и стали делать фантастические вещи.
Кроме того, качество работы одного конкретного курьера на машине в Москве с точки зрения заработка компании выросло в 2,5 раза. То есть если до кризиса один курьер делал порядка 40 заказов, то в момент кризиса 100–120 заказов стало нормой, эффективность логистики стала колоссальной. И если она и опустилась, то опустилась сейчас раза в два – на сегодня 60–65 заказов в сутки стало нормой.
Стало понятно, что надо уметь также возить и в Московскую область. 25% москвичей ушли на самоизоляцию в Московской области – это очень большой кусок. По покупательной способности это почти как половина России. Есть пара московских компаний, которые пытаются это делать. Но мы очень недовольны работой логистов, которые возят в Московскую область. Мы надеемся, что к июлю доставка в одни сутки в любую точку региона будет стоить адекватно и станет наконец доступной для клиента.
В эту коронавирусную эпоху наконец-то лозунг «Логистика – не пост-, а маркетинг» расцвел и стал главным. Очень многие интернет-магазины за логистику стали доплачивать, платить логистам самостоятельно, а не брать эти деньги с клиента – такой вот общий тренд на рынке.