Ведь ни для кого не секрет, что периодически вводимые межгосударственные конвенционные запреты со ссылкой на технические или таможенные затруднения являются зачастую инструментами лоббирования интересов собственных предприятий и портов. И количество якобы вынужденных ограничений не уменьшается от многочисленных обоюдных заверений бывших постсоветских стран «в вечной дружбе и братских взаимоотношениях». Прагматизм и национальные экономические интересы здесь, как правило, первичны.
Казахстанский бизнес, в свою очередь, меньше всего заинтересован становиться заложником того или иного противостояния России и Украины. Ведь членство в Евразийском союзе должно гарантировать республике не только свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы внутри союза, но и свободу торговли стран – членов ЕАЭС с другими государствами. Мы помним, как в 2019 году вопрос перевозок угля по квотному механизму по казахстанской инициативе уже выносился на рассмотрение Евразийской экономической комиссии как существенный барьер во взаимной торговле. Не хотелось бы повторять опыт предания угольной проблеме статуса межгосударственной в новой конфигурации.
Пока же казахстанский уголь, добыча которого остается в республике примерно на уровне прошлого года, в условиях железнодорожных ограничений осваивает маршруты в Украину с задействованием морского транспорта. В частности, через порт Тамань в Керченском проливе.
Всего погрузка каменного угля за 10 месяцев текущего года по АО «НК «КТЖ» выросла на 3,7% и составила 86 млн т. Казахстанским потребителям доставлено 60 млн т твердого топлива, что выше показателя аналогичного периода прошлого года на 16%. На экспорт отправлено 26 млн т.