Операторы полувагонов будут вынуждены поднять ставки для грузоотправителей угля, а грузоотправители снизят погрузку в связи с возросшими затратами. Но даже если погрузку не снизят, смирившись с возросшими затратами плюсом по 35 тыс. к каждому полувагону, то погрузка угля будет сокращена в связи с технологическими сложностями.
Основной поток контейнеров идет в западные регионы страны. Сразу возникает вопрос: а после выгрузки контейнеров полувагоны будут возвращаться организованными маршрутами? Нет, конечно. Эта технология не отработана. Значит, вырастет объем сортировочной работы в Кузбасском регионе Западно-Сибирской железной дороги. Это точно снизит погрузку.
Проблема вывоза контейнеров с импортным грузом из КНР вызвана не только нехваткой специализированного подвижного состава на Дальнем Востоке. Прежде всего это проблема переориентации контейнерного потока с морского транспорта на железные дороги России. К этому также оказались не готовы и дальневосточные порты.
Контейнеров стало много, все это произошло резко. Ситуация изменится только в случае возвращения части груза на морской транспорт. А для этого нужно, чтобы судовладельцы из дружественных России стран или отечественные судовладельцы решили вопрос с вывозом контейнеров из КНР контейнеровозами большой вместимостью до морских портов Северо-Запада России.
В перспективе нужны усилия по развитию Китайских железных дорог в направлении российских погранпереходов. В Китае, помимо дефицита инфраструктуры, есть и дефицит погрузочных ресурсов. Согласно отчетам ОСЖД развитие в КНР железных дорог очень медленное. Если Китай не начнет улучшаться в этой области, то любые наши вложения в пограничные переходы не позволят увеличить грузопоток импортных, да и экспортных грузов.